7 марта 2013 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя началось первое в этом году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Со вступительным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Приветствую всех участников заседания Высшего Церковного Совета. Это первое в новом году заседание, и оно будет посвящено важному вопросу, связанному с текущей деятельностью Синодальных учреждений. Мы должны заслушать отчеты о деятельности Синодальных учреждений по новой форме, которая была предложена вашему вниманию, посмотреть, что нам удалось сделать за прошлый год и что не удалось, а если не удалось, то по каким причинам, и, конечно, наметить планы на будущее.
Хотел бы сказать несколько слов о прошедшем Архиерейском Соборе, который явился самым значительным, по крайней мере по количеству участников, за всю историю Русской Православной Церкви. Действительно, почти триста архиереев принимали активное участие в работе Собора, и именно на этом Соборе многие почувствовали важность такого учреждения, как Межсоборное присутствие. В самом деле, Собор, который собирается всего на несколько дней и имеет высокий канонический статус, решения которого являются обязательными для всей Церкви, не может одновременно заниматься исследовательской работой, не может заниматься редакторской работой, особенно если речь идет об очень серьезных документах, имеющих отношение ко всей жизни нашей Церкви, а в некоторых случаях — каноническое и даже вероучительное значение. Трудно себе представить, как можно было бы обсуждать серьезные вопросы и принимать очень ответственные решения, в том числе оформленные в виде фундаментальных документов, если бы не существовало Межсоборного присутствия.
Действующий сегодня в Русской Церкви механизм обсуждения соборных документов является беспрецедентным. Во-первых, большое количество людей участвует в составлении проектов; затем эти проекты подвергаются очень тщательному обсуждению в епархиях — настолько тщательному, насколько сами люди желают вовлекаться в это обсуждение. Мы ведь никого не принуждаем и не заставляем, но мы открываем возможности широчайшей дискуссии на местах — начиная от приходов, благочиний, епархий. Кроме того, тот факт, что проекты документов публикуются в Интернете, дает нам возможность привлечь к дискуссии рядовых членов Церкви.
Думаю, ничего подобного в истории Православной Церкви не было. Но мы говорим об этом со смирением, не потому что мы такие передовые и как бы осваиваем новые технологии, более открытые к обществу, к Церкви, — а именно потому, что наш опыт свидетельствует о том, что вся эта методология открытости и соборности, с одной стороны, позволяет использовать замечательный потенциал, который существует в Церкви, а с другой стороны, дает возможность слышать очень многие голоса. А вы знаете, насколько свободна дискуссия в Межсоборном присутствии, на Архиерейском Соборе: каждый встает и говорит то, что считает нужным сказать. Нет никаких запретов, и никто этим не обижает Патриарха — Патриарх открыт к тому, чтобы слышать эти голоса. Но что мы видим в результате? Мы видим, что в результате этой свободной дискуссии тексты действительно совершенствуются с учетом общецерковного мнения. Многие из вас с самого начала сопровождали создание того или иного документа, того или иного проекта, и вы знаете, с чего все начиналось. Затем мы хорошо знаем, какие решения принимались на Межсоборном присутствии, которые, несомненно, особенно на пленуме Межсоборного присутствия, помогали усовершенствовать документы. А что затем? А затем Архиерейский Собор, который вносил существеннейшие коррективы.
Другими словами, мы с вами действительно опробовали тот соборный механизм, о котором мечтали отцы наши в начале XX века, готовя Собор 1917-18 годов, и мы можем сказать, что на сегодня эта соборная перспектива дает нам возможность не только формулировать идеи, необходимые для реализации текущей жизни Церкви, но и делать это с учетом общецерковного мнения.
На фоне всего того, что мы сегодня имеем внутри Церкви, странными кажутся заявления в недружелюбных и необъективных СМИ, касающиеся жесткой вертикали, диктата и т.п., якобы существующих в Церкви. Но, может быть, на фоне того, что происходит внутри Церкви, мы можем лучше оценить все эти необъективные и недружественные по отношению к Церкви заявления.
Хотел бы также сказать и о большом значении работы Высшего Церковного Совета. Минувший год показал нам, насколько эффективной была эта работа, и эффективность заключается в первую очередь в том, что мы лучше видим свои недостатки. Мы лучше видим некую свою ограниченность — что мы можем сделать, чего не можем. Мы начинаем понимать, почему мы не можем сделать то или иное, принять те или иные решения и их реализовать. Другими словами, Высший Церковный Совет — это тот орган, который актуализирует и реализует самые важные общецерковные решения, вводит их в плоть и кровь нашей церковной жизни.
Сегодня мы с вами должны посмотреть на отчеты Синодальных учреждений, которые составлены по новой форме. Всякая форма, конечно, имеет свои недостатки; по всей вероятности, и эта форма не исключение, но нам очень важно в результате той работы, которая сегодня будет проведена, посмотреть на то, что мы сделали и чего не сделали; а если не сделали, то по каким причинам — с тем чтобы по крайней мере зависящие от нас обстоятельства были приведены в состояние, которое позволит обеспечить близкое к идеалу решение тех задач, которые ставит перед нами Архиерейский Собор и Священный Синод.
Хотел бы сказать еще и о том, что за минувший год мы все-таки достигли повышения уровня и ответственности в исполнительной части деятельности Синодальных учреждений. Оглашу некоторые статистические данные, чтобы мы посмотрели и на наши слабые места, но по сравнению с предыдущим 2011 годом 2012 год, конечно, был более эффективен с точки зрения работы Высшего Церковного Совета. Очень надеюсь, что этот процесс совершенствования нашей деятельности будет развиваться и в будущем.
Итак, нынешним заседанием мы полагаем начало наших совместных трудов в наступившем 2013 году. Спаси Господи.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси