Обучение российских школьников «Основам православной культуры» должно быть обязательным, а не добровольным, заявил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
«Основы православной культуры» должны быть обязательным курсом именно для того, чтобы облегчить неправославным детям вживание в нашу общероссийскую культуру. Должно быть не обращение в Православие, а рассказ о внутренней логике мира православного человека», — заявил «Интерфаксу» отец Андрей в преддверии нового учебного года.
Поэтому, считает он, такие уроки вполне могут быть обязательными, не предполагающими деление учеников по национально-религиозному признаку.
«Чтобы не было столкновений, чтобы русский народ не ощущал себя и свои святыни угрожаемыми со стороны миграционных потоков, важно помочь гастарбайтерам сориентироваться на местности», — сказал отец Андрей.
По мнению диакона А. Кураева, обязательность преподавания «Основ» можно понять из сопоставления с проблемами новоселов.
«Вот человек въехал в квартиру, новую для него, но уже имеющую свою историю. Изначальные хозяева не оставили ему схему разводки электролиний и других коммуникаций по стенам и полам. Соответственно, каждый гвоздь, вбиваемый наугад в стену, может напороться на электропровод и привести к смертельно опасному замыканию», — сказал собеседник агентства.
При этом он пояснил, что «новоселы» — это дети наших новых соотечественников, старая квартира — Россия, электропроводка — это внутренние и сокровенные нервы, скрытые силовые линии, определяющие код русской культуры».
Таким образом он прокомментировал опубликованное на сайте Минобрауки РФ «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации». В этом документе, в частности, сказано, что основы Православия могут вестись только на основе добровольности и свободы выбора при соблюдении законных интересов и прав других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.
«Эта естественная по нашим временам оговорка воспринимается как ритуальный оборот. Но в данном случае именно она оказывается не то палкой в колесе, не то пятым колесом в телеге», — считает диакон А. Кураев.
Он пояснил, что такая оговорка уравнивает в правовом отношении две разные вещи: собственно религиозное обучение и культурологический разговор.
«Если Министерство считает «ОПК» религиозным предметом, то такой договор бессмыслен, ибо порядок религиозного обучения в светской школе достаточно четко прописан в «Законе о свободе совести»... И этот порядок как раз и говорит о добровольности. Если же речь идет о преподавании культурологического предмета «Основы православной культуры», то зачем тут соглашение между министерством и кем-то? Это все равно, что заключать соглашение между министерством образования и Великобританией о том, как преподавать Шекспира в российских школах», — считает отец Андрей.
По его мнению, правовое уравнивание уроков по культурологии Православия с собственно религиозными уроками означает, что «Церковь не сможет выйти из своего гетто, и светские дети так и останутся заложниками телеразвлечений».