Неизвестные ранее фрески и холст «Отечество» работы Виктора Васнецова обнаружены на минувшей неделе в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, заявили реставраторы в среду на пресс-конференции в РИА «Новости».
Настоятель храма — викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий впервые продемонстрировал широкой аудитории уникальное полупрозрачное полотно «Отечество», предназначенное для «просмотра на свет».
«У специалистов нет сомнений, что это произведение Виктора Васнецова. Мы нашли его в ходе реставрационных работ в ризнице храма», — сказал епископ Амвросий, напомнив, что Васнецов и художники его мастерской расписывали храм Рождества Иоанна Предтечи в конце XIX века.
Полотно «Отечество» передает традиционный сюжет. В верхней части холста изображен Святой Дух, под Ним — Бог-Отец, сидящий на облаках в окружении серафимов, еще ниже — фигура распятого на кресте Иисуса Христа. Оплакивающие серафимы поддерживают крест с телом Христа, другие укрывают его своими крыльями. Художник использовал очень тонкий полупрозрачный холст и технику «сухая кисть», поэтому фигуры обретают свои формы и становятся видимыми лишь на просвет.
По словам реставратора Владимира Потапчука, подписи Васнецова на холсте не обнаружено. «Но сомнений в подлинности нет. Это творческая манера именно Васнецова», — сказал Потапчук. С ним полностью согласился художник-реставратор, специалист по станковой живописи Вячеслав Панкратов, отметив характерные для Васнецова манеру изображения крыльев ангелов и мощь человеческих тел.
По оценкам специалистов, реставрация находки займет около полугода.
«После реставрации холст будет выставлен в нашем храме, в главном четверике, скорее всего, под стеклом. В любое время верующие смогут увидеть его и помолиться перед ним», — отметил епископ Амвросий.
Говоря о неизвестных ранее фресках, обнаруженных этим летом при реставрационных работах в алтаре храма, епископ подчеркнул, что они «ветшают» и нуждаются в срочной реставрации. «Через год могут быть значительные утраты», — отметил священнослужитель, ссылаясь на заключение экспертов.
По словам специалиста по монументальной живописи Владимира Потапчука, эти фрески были обнаружены случайно под более поздними слоями живописи и синей краски, нанесенной на стены предположительно в 1954 году.
«Нет никаких сомнений, что это рука Васнецова. Его творческая манера, мифологический, сказочный орнамент, схожий с орнаментом церкви в Абрамцево, как известно, расписанной Васнецовым», — сказал Потапчук.
Среди находок — изображение Эммануила в Силах, выполненное в технике масляной живописи. «Нимб вокруг его головы — из мозаики сложной техники, такой почти нет ни в России, ни за рубежом», — отметил реставратор.
Работу в алтарной части храма мастера планируют закончить в сентябре. После они перейдут к реставрации четверика, где, возможно, также сохранились росписи Васнецова. Затем предстоит отреставрировать еще трапезную.
Отвечая на вопрос РИА «Новости», почему фрески выдающегося художника оказались частично закрашены, клирик храма игумен Пимен предположил, что манеру Васнецова могли счесть в то время «слишком смелой».
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне основана в 1685 году. В 1890-е годы в храме работала мастерская Виктора Васнецова. Сюжеты и картины, иконописные образы храма идентичны росписям Свято-Владимирского собора в Киеве, которые также выполнял Васнецов.
Эскизы росписи храма Рождества Иоанна Предтечи хранятся в Третьяковской галерее в Москве.
РИА «Новости»/Патриархия.ru