Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО
Версия для печати
17 сентября 2007 г. 16:27

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 17 по 19 сентября в Белгородской области проходят Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». На торжественном открытии Чтений в здании Белгородского государственного университета Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент огласил приветственное послание Святейшего Патриарха участникам форума. Затем, в ходе пленарного заседания, владыка Климент выступил с докладом «Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества», текст которого приводится ниже.

17 сентября 2007 г., Белгород

Многоуважаемый Евгений Степанович!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
уважаемые представители государственных институтов и общественных объединений,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Современный человек, как правило, по крайней мере, десять лет своей жизни является учащимся, усваивает информацию, которая формирует его позицию ко всему, что его окружает, и с чем он будет соприкасаться в своей жизни.

Наряду с чисто практическими навыками вроде умения пользоваться авторучкой, напильником или иголкой, что должно в свою очередь должно упражнять и в трудолюбии, ученику преподаются знания для развития его интеллекта, например геометрия, физика, астрономия, а также такие важные дисциплины, формирующие культурный облик человека, история, литература. Но, заботясь о развитии личности, мы не должны забывать и о главном, что выделяет его из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей. Именно душа человека, его возможность свободно выбирать между добром и злом являются его отличительными свойствами среди прочего творения.

А отсюда, формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре.

Дмитрий Иванович Менделеев, изучавший систему образования в Англии, говорил о том, что тамошние школы стремились воспитывать в первую очередь «англикан» и «англичан», а уже потом образованных эрудитов, профессионалов и специалистов в своем деле. Нельзя не признать, что английские принципы той поры весьма поучительны. И сейчас такой подход существует в ряде стран, к примеру, в Греции, Соединенных Штатах. И нам также следует взять за основу современной системы образования укрепление сознания учащихся в своей исторической, традиционной культуре и вере. Только на такой базе можно закладывать разносторонние знания, ибо без этого — сами знания могут повернуться против страны, которая дала образование.

В России предстоит построить систему обучения, которая имела бы неразрывную связь с воспитанием, и которая будет видеть в школах не «питомники населения», а центры воспитания просвещённой нравственной нации и подготовки духовно здоровой элиты.

К сожалению, в последние десятилетия осознание необходимости воспитания личности ребенка вообще оказалось недоступным большинству представителей педагогического сообщества. Утвердилось утилитарное представление об образовании, как инструменте достижения карьерных целей.

Изменения в преподавании должны коснуться в первую очередь таких образовательных дисциплин как история, география, литература, русский язык. История должна давать школьнику конкретное проникновение в этнокультурные истоки своего народа, опыт переживания наиболее значительных и основополагающих событий прошлого и деяний выдающихся исторических лиц. География должна дать переживание реального пространства страны. Нельзя с детства вдалбливать ребенку, у нас есть экономически развитые центры и отсталые окраины. Человек со школьной скамьи должен усвоить, у нас нет окраин, а есть Россия. Почему-то в США штаты Аризона или Аляска не называют окраины, а говорят, что это США, там понимают психологическую значимость этого вопроса для целостности страны. Литературу следует преподносить не как художественное собрание курьезов и характеров, но как отражение сакрального смысла культурного развития.

Кто как не школа, современная литература и средства информации могут напомнить современному человеку о культурной сущности, как слова, так и великого русского языка. Одухотворенный русский язык — душа России, ее святыня, нерушимое историко-культурное достояние, без которого человек теряет свое лицо. Мы должны внушить с детского возраста, что слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, которые мы произносим. Наша будничная речь привычна для нас как дыхание, но она либо наполнена светом, добротой, либо искалечена лукавой лексикой, нецензурной бранью.

Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».

Я хотел бы поблагодарить Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко, который прекрасно понимает воспитательную роль чистоты русского языка и находит жесткие административные и правовые рычаги сохранения нашего языка от нецензурной брани.

Сколько раз в жизни мы сталкивались с тем, что устные наставления, не подтверждаемые примерами сами по себе безжизненные, не доходят до сердца. Детям язык сердца доступнее, чем разговор ума: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих педагогов, чем изучают преподаваемые им правила. Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. Без этого и при лучших учебниках цель воспитания не может быть достигнута. Воспитатель, педагог должен не только заботиться о чистоте своего сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением и внешним видом, чтобы не подать поводов к соблазну. Ведь по внешнему виду и походке познается состояние души человека. Психологам хорошо известны ситуации, при которых ребенок предпочитает последовать словам и примеру учителя, зачастую входя в противоречия с требованиями родителей. Это свидетельствует о том, что педагог в процессе формирования личности имеет фундаментальное значение.

При этом мне хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что нельзя все вопросы воспитания перекладывать только на школу и семью. Государство, бизнес, СМИ, общество должно постоянно помнить о том, что вседозволенность, порочная жизнь, свобода греха отнимают способность воспитывать, ибо юный возраст особенно зависит от внешних впечатлений.

Не имея в своем сознании твердого понимания греха, как беззакония, преступления перед Богом (ср. 1 Ин.3,4), при этом порицаемого обществом и государством, человек, особенно молодой, способен к самым низменным явлениям.

Мы все с болью в сердце воспринимаем сообщения о случаях нечеловеческой жестокости, имеющие место в воинских коллективах, или же в подростковой и юношеской среде, которые время от времени становятся достоянием прессы.

Но давайте спросим себя: «Кто эти молодые люди, которые совершают столь вызывающие и оскорбляющие нравственное чувство поступки?» «Откуда пришли они и где родились и выросли, кто научил их подобным вещам?». И если мы будем честными, то мы должны сказать себе, что причина этого в отсутствии прочно морального основания у тех людей, которые должны бы были воспитывать юношество.

Поэтому вопрос приобщения молодого поколения наших сограждан к культурно-этическим основаниям российской цивилизации приобретает крайне высокую степень актуальности.

Противники введения в курс общеобразовательных школ культурологического предмета, нацеленного на постижение учащимися историко-культурных традиций своего Отечества, указывают на несоответствие этого предмета светскому статусу государства, считая, что он является формой навязывания человеку религии, а также что этот предмет скучен для детей. С этим нельзя согласиться.

Во-первых, есть европейская практика, где во многих странах преподают предметы религиозного содержания, и есть модель организации такого преподавания — по конфессиональному принципу. Причем в Бельгии в государственной школе детей из католических семей должны подготовить к конфирмации. А Бельгия светская страна и там действует принцип отделения Церкви от школы, и не считают, что преподавание основ той или иной религии вносит нестроение в общество. Но у нас порой не правильно толкуют принцип отделения Церкви и школы, говоря, что Церковь должна находиться в церковной ограде и только там заниматься просветительской деятельностью. Эта позиция — остаток советской атеистической ментальности. Церковь не может быть отделена от общества, и ее миссия в обществе — его духовное и нравственное оздоровление, а школа часть нашего общества, а школьники его составляющая. Церковь несет нравственный элемент в школьную среду. Она заботится, чтобы меньше было наркомании, алкоголизма, распущенности. И чем меньше подобных пороков будет проникать в молодежную среду, а точнее, чем больше молодых людей сможет сказать нет им, нет греху (беззаконию) в моей жизни — тем лучше это для нашего общества.

Кроме того, порой мы слышим, что преподавание ОПК скучно для детей. Но это говорят те, сам не знает этого предмета, и зависит это от того, как проводить опрос. Если мае месяце в солнечный день спросить учащихся, не скучно ли им в классе, думаю, что большинство ответят положительно, и что лучше не за партой сидеть, а гулять, но из этого не следует, что в этот период года надо закрывать школы, или, если ребенок отказывается есть, ему не нравится каша, то что, его лишать вообще всякой пищи.

Здесь опять очень важен пример учителя — наставника, именно от него будет зависеть интерес учащихся к предмету. А мы предлагаем Министерству образования и науки давайте разработаем учебник для школьников с учетом их возрастной ментальности, и чтобы он был им интересен.

Еще хочу сказать несколько слов о предлагаемом Министерством курсе История мировых религий. Он не приемлем по ряду причин.

Во первых, это будет суррогат представлений о религиях, и будет противоречить убеждению ребенка, которое привито ему в семье.

Во вторых, в каком классе хотят его вводить, в первом, втором, когда ребенок не может делать религиозного выбора. А именно в этом возрасте ребенку надо привить любовь к добру, и он должен выработать иммунитет ко греху (злу). Именно в этом возрасте у него возникает вопрос: «что такое хорошо, что такое плохо». И если его не научить отличать добро от зла, то детская преступность будет только расти. Нам нечего бояться, что ребенок усвоит заповеди: «не убей; не укради; не прелюбы сотвори; возлюби ближнего твоего, как самого себя; чти отца и матерь твою». Если это будет нормой жизни молодежи, то это только благо для России, а боятся пусть наши недруги.

В заключении хотелось напомнить слова религиозного мыслителя и христианского философа XIX века Владимира Сергеевича Соловьева: «Нельзя отрицать того факта, что социальный прогресс последних веков совершился в духе человеколюбия и справедливости, т.е. в духе Христовом». («Об упадке средневекового миросозерцания»).

Поэтому сегодня система российского образования, и Русская Православная Церковь, всегда заботившейся о духовном состоянии народа, должны искать общие основания для исправления ситуации. Нам нужно использовать все возможные формы сотрудничества и соработничества на этом поприще и не искать поводов к разногласию, но смотреть в будущее и стремиться делать все возможное для того, чтобы это будущее имело более положительных черт, нежели отрицательных.

Спасибо за внимание.

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Управление делами Московской Патриархии сообщает о неканоничности изображения «Богородица Донецкая Избавительница»

На Бутовском полигоне молитвенно почтили память жертв политических репрессий

Митрополит Воскресенский Григорий совершил освящение кафедрального соборного храма Воскресения Христова г. Суздаля

В Москве состоялся III фестиваль колокольного искусства «Покровские звоны в Новоспасском монастыре»

Другие статьи

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Русский антиминс: рукописный и печатный

Просвещение в вере. Проповедь благовестия в студенческой среде

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября