24 мая 2013 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, — день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и День славянской письменности и культуры, по окончании совместной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возлюбленный о Христе собрат и сослужитель!
Божественной Благодатию, силою Честнаго и Животворящего Креста Христова и Его светоносного Воскресения Мы, милостию Божией, поставленные служителями святынь Святой Земли, удостоились в эти дни вместе с Нашими честными спутниками наносить сей Наш мирный визит. Он является ответным на предшествующий ему визит в наш Патриархат Вашего весьма возлюбленного и превожделенного Святейшества. Мы нашли здесь братолюбивое гостеприимство братской Русской Православной Церкви, в чем убедились как вчера во время официальной встречи, так и сегодня при служении этой Литургии с участием Патриархов и множества архиереев. Она была совершена в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, в день памяти Просветителей славян — родных Солунских братьев святых Кирилла и Мефодия, который совпадает с тезоименитством Вашего Святейшества, достойно носящего имя одного из них. Эти наши братские связи, общение и сотрудничество во Христе, которые день ото дня становятся все более тесными, достигли сегодня при совершении этой совместной Божественной литургии с участием Патриархов и сонма архиереев своей кульминации и апогея.
Совершая эту Литургию, мы естественным образом вспоминаем человеколюбие Бога нашего, то есть домостроительство спасения нас, людей, свершившееся, благодаря Вочеловечению и Рождению по плоти Единородного Сына Его — Господа нашего Иисуса Христа от Духа Святаго и Марии Девы.
Это поистине необычное и странное таинство, превосходящее человеческий разум и понимание, произошло в определенное время, при Кесаре Октавиане Августе, и в определенном месте — в Вифлееме Иудейском и прочих местах Святой Земли, где телесно являлся и общался с нами — людьми, и оказывал нам благодеяния, также Распявшийся за нас и Воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос.
Сей наш Искупитель, вознесшийся на небеса, послал нам иного Утешителя — Духа Святаго Своего, и основал Свою Церковь в месте Своего земного явления. Эта Церковь Святого Сиона, который «приял первый оставление грехов Воскресением», совершает служение откровению Христову в тех местах, где оно было единожды явлено. Животворящую и спасительную о Христе истину восприняли и другие народы земли, когда в отношении каждого из них пришла полнота времени.
Благочестивый русский народ усвоил животворящее, искупительное и спасительное слово Господа нашего Иисуса Христа, благодаря своему первому православному государю — святому князю Владимиру и святой благоверной княгине Ольге, и с тех пор, оживотворяемый и движимый этой истиной, он явил множество преподобных и мучеников, как из среды простых верующих, так и из среды князей и императоров, а в новейший период своей истории — сонм новомучеников, который является его славой.
В эту минуту мы особо вспоминаем о возникновении с первых лет основания Русской Церкви добрых отношений соработничества с Иерусалимской Церковью, о паломнических путешествиях из России в Святую Землю, о дарах благочестивых русских богомольцев, жертвованных ими на содержание святынь Святой Земли, о том, как русские цари защищали права [Иерусалимской Церкви] на эти святыни, а также о пастырской и церковной деятельности, которую Иерусалимские Патриархи, а в частности, Паисий, Досифей и Хрисанф, осуществляли на территории Русской Церкви с целью духовной поддержки благочестивого русского народа и сохранения им отеческой Православной веры.
Следуя их стопами, наши Церкви поддерживают те же самые отношения доброго соработничества и общения, что можно увидеть на примере многочисленных русских богомольцев, ежедневно наводняющих Храм Воскресения, совершающих поклонение и получающих освящение во время ночных Божественных литургий на Святом Гробе, которых вместе с сопровождающими их архиереями и священниками мы радушно принимаем в нашей Патриархии, где он получают Патриаршее благословение. То же самое видно и на примере монастырей Русской Церкви, находящихся в юрисдикции нашего Патриархата на Святой Земле, и нашего Патриаршего Подворья, располагающегося в сердце града Москва недалеко от Кремля.
В духе уважения к этой сохраняющейся между нашими двумя Церквами традиции, мы сегодня совместно трудимся и имеем общение в таинствах с другими нашими братскими Православными Церквами. Не переставляя вечные пределы, положенные нашими отцами, мы также начали и продолжаем вести диалог с прочими христианскими Церквами; подобным же образом мы развиваем межрелигиозный диалог с приверженцами других религий для того, чтобы и им нести послание примирения, мира и справедливости, дабы жить свободно, с достоинством и в благоденствии.
За все это мы благодарим нашего в Троице прославляемого Бога. Но прежде всего, мы благодарим Его за дарованную нам во оставление грехов, во укрепление, мир, здравие души и тела, в радость, ликование и жизнь вечную общую чашу Божественного причащения Пречистого Тела и Честной Крови Спасителя нашего Христа. Вместе с этим мы желаем Вашему весьма возлюбленному Святейшеству, сегодня в день Вашего тезоименитства, дабы во здравии и силе, державно укрепляемый свыше, Вы окормляли Русскую Православную Церковь и вели ее на источники и спасительные пажити, чтобы напоить ее живой водой слова Божия и напитать сходящим с небес хлебом. А Его Превосходительству Президенту России Владимиру Путину и его сотрудникам мы желаем просвещающую силу свыше, дабы управлять русским народом в мире, безопасности, справедливости и благоденствии во славу Божию и похвалу нашего благословенного народа. Да будет так.
Ваше Святейшество, с этими исходящими от сердца словами примите и эти скромные дары в знак нашей любви и благодарности к Вам лично и Вашим сотрудникам.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации ОВЦС