28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин великого освящения Кронштадтского Никольского Морского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемая Светлана Владимировна! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с этим радостным, великим для града Петербурга и для всей Церкви нашей днем — днем освящения главного военно-морского собора России, собора в честь святителя и чудотворца Николая в Кронштадте. Христос Воскресе!
«Ты еси Бог, творяй чудеса», — так мы воспеваем Господа в самые великие и праздничные дни. Мы подчеркиваем эту Божественную власть вторгаться в человеческую историю, иногда вопреки воле людей. Никто не знает, как человеческая воля соотносится с Божественным всемогуществом. Бог нашу свободу не нарушает, но в определенные исторические моменты Он входит в историю, и поэтому мы называем Его Господом истории. Он творит историю через людей, но от Него зависит начало и конец.
Как ленинградец, я хорошо помню этот собор в послевоенные и последующие годы. Много раз, гуляя вокруг собора, видя эту небоподобную красоту, я задавал себе вопрос: а будет здесь когда-нибудь служба? В то время, в 50-е годы, не было ответа на этот вопрос, как не было его и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е, и даже в 90-е. И только в годы 2000-е наконец начался процесс воссоздания этого святого храма.
Кронштадтцы знают, что здесь было, — театральное помещение, до неузнаваемости изуродованные стены, украшения, сам интерьер храма… В тяжелейшем состоянии был и внешний облик собора, на котором лежала печать тления. Трудно было представить, что храм сей будет возрожден так, что явит красоту большую, чем первозданная. Мы знаем, что значительная часть росписи собора не была сделана в дореволюционное время, — не успели.
Собор в этом году празднует 110-летие закладки первого камня, которая была совершена святым праведным Иоанном Кронштадтским, и 100-летие со дня его освящения. Но 1913 год был последним мирным годом для нашей страны. Дивное убранство, которое вы сейчас видите, богато расписанный купол — всего этого не было в первоначальном соборе. Однако остались эскизы замечательных художников Серебряного века России, которые ныне так блестяще воплощены в жизнь нашими современными мастерами. Сегодня перед нами не тот собор, который был освящен 100 лет назад, а собор, который желали видеть наши благочестивые предки, когда закладывали первый камень.
Восстановление сего святого храма — это не просто работа огромного коллектива руководителей, строителей, проектировщиков, художников, архитекторов, высококвалифицированных реставраторов, рабочих. Такого рода проекты имеют историческое значение, и мы верим, что и воссоздание Свято-Никольского собора имеет историческое значение. Это дивная икона, образ того, что происходит сегодня в нашей России.
Очень часто мы сетуем на неустройство нашей жизни и хотим достичь лучшего. Иногда перед нашим взором предстает, хотя и не вполне реалистично, образ жизни людей в более богатых странах. Как всегда, мы критикуем себя и говорим: «а у нас такого нет». Но у нас есть нечто другое. Сегодня такие храмы не строятся нигде в мире, как только на Святой Руси. Сегодня во многих процветающих странах, которым мы хотим подражать в плане комфорта и благоустроенной жизни, храмы закрываются.
Давайте серьезно подумаем о том, что это означает. Это означает, что Святая Русь, историческая Россия, Российская Федерация несут сегодня особую миссию в мире по сохранению Православия, великой духовной силы славянских народов.
Несколько дней назад на Красной площади в Москве мы праздновали День славянской письменности и культуры, память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Несколько десятков тысяч людей заполнили всю Красную площадь. Они пели песни, которые являются частью нашей традиции, нашей культуры, получившей исток от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И когда я взирал на переполненную Красную площадь, когда я слышал, как вся эта площадь громогласно ответила мне: «Воистину Воскресе!», я понял, что нечто очень важное происходит сегодня в нашей стране.
Мы строим новую Россию, не разрушая своего фундамента, — наоборот, мы этот фундамент восстанавливаем, мы лечим самих себя. Через такие символические действия, как сегодняшнее освящение собора, мы укрепляемся в мысли, что только на фундаменте, построенном нашими предками, на фундаменте веры православной, нашей духовности и культуры, мы сможем достичь тех целей, которые ставим сегодня в сфере экономики, политики и социальной жизни.
Этот храм был задуман как копия храма Святой Софии в Константинополе. По размерам он несколько меньше, но по архитектуре очень напоминает Святую Софию. Почему же наши благочестивые предки решили построить всероссийский военно-морской собор по образу Святой Софии? Чтобы подчеркнуть нашу генетическую связь с Византией, с той страной, от которой мы получили веру Христову. Эта связь никогда не прерывалась, хотя Византия рухнула как империя, и народы ее претерпели огромные страдания. Но потом и Россия рухнула как империя, и ее народы претерпели страдания, а духовная связь Константинополя и Москвы, Иерусалима и Москвы и всей Руси, включая и Киев, и Минск, сохраняется. И этот храм является, в том числе, храмом-памятником нашего всеправославного единства, единства греков и славян, объединенных единой Православной Церковью. Поэтому я считаю символическим и то, что великий сын византийской традиции Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил сегодня вместе с нами совершал освящение этого святого храма.
Я хотел бы от души поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за Ваше жертвенное служение Церкви Православной в Святом Граде, за Вашу заботу о паломниках, приезжающих со Святой Руси в Палестину, за Вашу любовь к Церкви Русской и к народу нашему. И хотел бы Вас заверить в тех же самых чувствах — чувстве неизменной любви и готовности быть с Вами, с Вашей Церковью и в радости, и в скорбях.
В память о Вашем участии в освящении этого святого храма я бы хотел преподнести Вам Феодоровскую икону Божией Матери. Это точная копия того образа, которым первый царь из династии Романовых был благословлен при вступлении на царское служение. Икона создана выдающимися мастерами-ювелирами во главе с Вадимом Николаевичем Жимировым, который вложил в эту икону не только свой талант, но и свои средства. Эта икона выполнена из драгоценных материалов, и я прошу Вас взять ее в Святой Град как великий дар нашей Церкви и нашего народа, как знак любви русских благодетелей к Церкви Святого Града Иерусалима. Пусть Царица Небесная Своим чудотворным образом осеняет Вас и укрепляет в Вашем Патриаршем служении. Ис полла эти, дэспота!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси