Документ, распространенный в Интернете как «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам святой Православной Церкви» епископа Анадырского и Чукотского Диомида, увидел свет в январе 2007 года, но полемика вокруг него не угасает до сих пор. К сожалению, очень часто полемика эта приобретает характер нездоровый и враждебный, причем именно со стороны тех, кто принял и отстаивает положения этого документа.
Подробным и аргументированным ответом на «письмо епископа Диомида» стала работа православного религиоведа, преподавателя Московской духовной академии Юрия Максимова. Ранее опубликованный в журнальном и интернет-вариантах, «Богословский ответ на "Письмо епископа Диомида"» издан отдельной брошюрой в издательстве Саратовской епархии.
Критерий подхода Ю. Максимов четко обозначил в предисловии: «Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, "не должно увлекаться мнением человеческого общества, хотя бы это мнение было мнением значительнейшего большинства: должно руководствоваться светом Священного Писания и писаний отеческих". Именно в этом свете я и намереваюсь рассмотреть доводы, изложенные в "обращении"».
По сути, именно этот подход — рассмотрение всех явлений и фактов в свете Священного Писания и святоотеческих творений — и должен быть единственно возможным для православного христианина. К сожалению, современные христиане не всегда прибегают к нему, потому что попросту плохо знакомы с богословской литературой. Именно этим и пользуются инициаторы всевозможных смут и расколов.
Действительно ли набирает силу «ересь экуменизма»? Имеет ли право на существование термин «неосергианство» и что за ним скрывается? Должна ли Церковь обличать пороки существующей власти? Возможна ли — и нужна ли — демократия в Церкви? На чем основана шумиха вокруг трех шестерок, штрих-кодов и ИНН? Эти и другие вопросы так или иначе затронуты в «обращении» и «Богословском ответе». Они по-прежнему горячо обсуждаются в прессе. Но на большинство из них ответ давно существует, напоминает нам Ю. Максимов, это — соборно выработанное мнение Церкви, основанное на Писании и Предании.
«Все те проблемы, которые поставлены в "обращении", широко обсуждались за последние годы. Другой вопрос — к желательным или нежелательным для его авторов выводам пришла Церковь в результате этих дискуссий, — так прокомментировал появление "Обращения епископа Диомида" епископ Саратовский и Вольский Лонгин.— Муссирование уже "мертвых" тем, раздувание скандалов приводит к тому, что за этими фантомами многие люди не видят гораздо более серьезных опасностей для веры, для христианства, для Церкви, которые существуют сегодня».
Саратовская епархия/Патриархия.ru