16 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ г. Таллина и Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваше Высокопреосвященство, митрополит Корнилий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, представители государственной власти!
Хотел бы всех вас сердечно поздравить с особым событием — освящением храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в этом густонаселенном районе города Таллина, где большинство людей по происхождению своему, по крещению, по убеждениям являются людьми православными.
Замечательно, что в современной Эстонии был построен этот прекрасный храм, в который все люди, для которых Православная Церковь является матерью, имеют возможность приходить и молиться. И не только молиться, но и учиться. Чему же здесь можно научиться? А научиться здесь можно самому главному, чего не даст ни одна школа и ни один университет, и ни один самый великий философ, ни один мыслитель не даст того, что вы получите здесь, в этих стенах.
В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Иоанна, который было прочитан на церковнославянском и эстонском языках, говорится о том, что вы получите здесь. В одной фразе, только что нами выслушанной, содержится весь смысл послания, которое Господь наш Иисус Христос обратил к людям. И звучит эта фраза так: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И все то, что мы накапливаем в течение нашей жизни, — наши мысли, знания, чувства, наш опыт — не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации. Зачем нам жить, если, по слову Библии, лет нашей жизни 70, от силы 80. Что такое 70 лет? Спросите у людей этого возраста. И многие из них скажут: «Я до сих пор имею молодую душу, я до сих пор на мир смотрю теми самыми глазами, которыми смотрел и в 30, и в 20 лет». И вдруг исчезновение, небытие, гибель… Ради чего тогда мы все строим и созидаем, ради этих 70-ти лет? Или максимум 80-ти, а уж если больше — то это особая милость Божия.
Некоторые говорят: «Мы создаем все это для будущих поколений». Я бы хотел задать вопрос — а почему для будущих поколений? Неужели ценность будущих поколений больше, чем ценность нынешнего поколения? Господь каждого создает таким образом, что он имеет свою непреходящую и объективную ценность. И в очах Божиих ни один человек не повторяет другого, даже близнецы, которые генетически так близки. При всем своем сходстве они не повторяют друг друга. Это разные личности. И каждый человек имеет ценность, вне зависимости от того, жил он тысячу лет назад, живет он сегодня или будет жить завтра, а это означает, что человеческая жизнь превращается в бессмыслицу, если мы заканчиваем эту жизнь полным небытием.
Но ведь многие люди так и думают. И на этом зиждется мораль — ешь, пей, веселись, потому что завтра умрешь. А какая вообще может быть мораль, если нет перспективы вечности, зачем нужно делать такой выбор? Один раз живем. Сделай все для того, чтобы жить богаче, чтобы быть сильнее других. Если нужно кого-то подмять — подомни, обмануть — обмани, разрушить чью-то жизнь — разрушь, какое тебе дело до этой другой жизни? Это происходит с теми, кто не верит в то, что со смертью продолжится жизнь его духа.
В этом Божием храме вы и ваши дети способны будут не только научиться смыслу жизни, но на собственном опыте — умом и сердцем — прочувствовать, что такое Божие присутствие в нашей жизни. Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела и особенно Он с нами, когда мы молимся.
Молиться можно, конечно, и дома. Многие современные люди так и говорят. «Я человек верующий, но в церковь не хожу». Почему же нужно ходить в церковь? А потому что в Евангелии содержатся очень важные слова: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). А нас здесь больше, чем двое или трое. И сотни, и тысячи людей собираются, чтобы вместе помолиться. И ведь вот, что происходит: молитва — это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, — вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил. Нередко послушники в монастырях стремятся получить от игумена какое-нибудь послушание. Они делают это потому, что любое физическое послушание, любая физическая работа легче, чем молитва.
Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва. Мы с вами стояли сегодня на службе два с половиной часа, но ведь не все время мы концентрировались на молитве. Наше сознание чем-то развлекалось: воспоминаниями, мыслями, может, заботы мира сего вторгались в нашу память. Может, смотрели на тех, кто рядом с нами, и мыслями куда-то уходили в сторону. Это результат естественной ограниченности нашего естества. Но что происходит в церкви? Когда наша мысль отвлеклась, рядом оказывался такой человек, который молился, молился очень напряженно. И получается, что чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Поэтому приходите в храм. Помните, что здесь ваша слабость, в том числе и в молитве, будет восполнена силой другого человека, которого вы, быть может, не знаете и никогда внимания на него не обратите, но он где-то рядом стоит и молится, когда у вас нет сил на это. Это и есть общая молитва Церкви, которая достигает Господа. И Господь отвечает на эту молитву.
Храм — это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые, в том числе, поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни.
Сегодня с особым чувством я освящал этот храм, потому что пред моим взором предстала история православия на эстонской земле. Хорошо известно, что уже в далеком XII веке миссионеры из Новгорода, Пскова, из Русской Церкви посещали земли Эстонии и проповедовали здесь Христа. Эта православная миссия была ничуть не слабее миссии, которая пришла из Рима. Здесь эти две миссии встретились, и первоначально это содружество, сотрудничество, совместная жизнь протекали в мире. Но позже, мы знаем, именно Прибалтика, в том числе Эстония, стали местом вторжения тех, кто утверждал веру силой меча.
Следы этой борьбы привели к тому, что православие было практически изгнано из этих древних земель. Но вскоре снова появились здесь священники русские, которые пришли проповедовать Господа. И мы знаем, что, несмотря на трудные исторические обстоятельства, вера православная с XII века пребывала на этой земле и никогда не пресекалась. Затем Русская Церковь рукоположила множество священников, а затем и епископов, которые трудились на этой земле. Сначала здесь было создано викариатство Рижской епархии, которое возглавил священномученик Платон, отдавший жизнь за то, что не отказался исполнять свой священнический долг.
Мы знаем, что и позже проливалась здесь кровь, в том числе и за веру. Мы склоняем главу свою пред всеми новомучениками и исповедниками и всеми теми, кто пострадал на этой земле, кто был несправедливо арестован, казнен, депортирован. Мы сегодня молились о всех тех, кто погиб на этой земле, в том числе и в годы Второй мировой войны.
Русская Православная Церковь в лице Патриарха Тихона после объявления независимости Эстонского государства сразу же предприняла определенные шаги для того, чтобы эстонское православие могло развиваться самостоятельно с учетом местных обстоятельств, местного законодательства. Святейший Патриарх Тихон даровал Эстонской Православной Церкви права самоуправления. Мы знаем, что по историческим обстоятельствам впоследствии здесь возникла иная церковная юрисдикция. Не будем входить в эти обстоятельства, не будем оценивать их, но с благодарностью вспомним, что в 1993 году мой блаженнопочивший предшественник, Святейший Патриарх Алексий, который был родом из этих мест, из этой земли, своим Томосом восстановил автономию, дарованную в 1920 году. И мой визит приурочен к этой знаменательной дате — 20-летию Томоса Святейшего Патриарха Алексия о предоставлении прав самоуправления Эстонской Православной Церкви.
Не буду скрывать, что последнее десятилетие XX века было очень тяжелым для нашей Церкви. Но по милости Божией, крайности не могут долго существовать. Если мы с вами все время склоняемся вправо, то этим обрушиваем баланс, если влево, происходит то же самое. Никакое общество не может быть стабильно, а значит и благополучно, если оно идет по пути крайностей. И мы видим, что те крайности, которые были допущены в 90-е годы, сегодня исправляются, в том числе, и при активном участии эстонских властей. И тот факт, что мы сегодня с вами молимся в этом величественном храме, является символом того, что наступили новые времена. Мы благодарим Господа за эти новые времена и надеемся, что и далее будет процветать Эстонская Православная Церковь, восходить от силы в силу, объединяя и русских, и эстонцев, и людей других национальностей, потому что в Церкви решающее — не национальное, а Христос и Его заповеди. Двери храма открыты для всех. Я радуюсь, что сегодня мы совершали эту литургию по-славянски и по-эстонски. Хотел бы приветствовать здесь как русскоязычных людей, так и эстонцев.
Пусть благословение Божие пребывает над Эстонией, ее народом, и над Эстонской Православной Церковью!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru