Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их». Кроме того, в документе выражена озабоченность введением законов о запрете пропаганды гомосексуализма в ряде стран-членов Совета Европы.
Об опасности попыток совершить цивилизационный переворот в интервью РИА «Новости» рассуждает представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы, настоятель храма Всех святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых).
— Отец Филипп, как бы Вы охарактеризовали наметившуюся в Европе тенденцию легализации и одобрения пропаганды однополых союзов, усыновления ими детей — расширения прав сексменьшинств?
— Недавно были приняты законы об однополых «браках» во Франции и Великобритании. В некоторых странах введены меры против дискриминации на основе сексуальной ориентации. Несколько дней назад в Страсбурге закончилась летняя сессия ПАСЕ, на которой обсуждался давно запланированный доклад по борьбе с дискриминацией на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации. По итогам обсуждения документа была принята резолюция. В ней Ассамблея потребовала от стран-членов Совета Европы разработать законодательные меры, ввести образовательные программы и проводить политический курс по поддержке специфических прав людей, придерживающихся гомосексуальной ориентации. Этот документ поддержал 51 человек из присутствовавших на заседании 77 депутатов. А Комитету министров депутаты рекомендовали ввести эту тему как основную на всех направлениях работы Совета Европы, в том числе в программы религиозного измерения межкультурного диалога.
На наших глазах делаются попытки совершить цивилизационный переворот. Представление о человеке, основанное на естественном законе, заменяется виртуальной антропологией. Если до сих пор законодательство государства о семье и отношениях между полами опиралось на законы природы, то теперь оно поставляется на зыбкую почву человеческих предпочтений и фантазий. А что дальше? Законодательное закрепление и защита прав сторонников педофилии, зоофилии, полигамии и разных смешанных форм человеческих отношений? Но только почему это должно становиться фундаментом общественной жизни и государственной политики?
Настораживает и то, что все больше стал проявляться тоталитарный характер сил, которые навязывают изменение законодательства в области семьи, детства и отношений между полами. Перенесение вопросов пола и сексуальности из плоскости личной нравственности в плоскость государственной политики неизбежно приведет к диктату в области представлений о человеческой природе и сексуальности.
— Почему именно сейчас усиливается такая тенденция? Стоят ли за этим какие-то определенные силы с определенными целями?
— По моему мнению, скопилась критическая масса. За этой тенденцией стоят не только лобби людей нетрадиционной сексуальной ориентации, но и люди, уверовавшие в новую социальную утопию. Это новая интеллектуальная и политическая мода, как когда-то был коммунизм. Ее сторонники утверждают, что человек имеет свободу выбора в области половой самоидентификации и половой ориентации, независимо от объективных физиологических и психологических различий между мужчинами и женщинами. Сторонниками этой утопии также отвергается существование какой-либо нормы мужского и женского полов.
Продвижение данного подхода происходит с помощью административного и политического ресурса без ведения серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности. Так, в январе этого года министр образования Франции Винсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям данного министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети».
Очень трудно объяснить, почему подобные позиции поддерживают люди, представляющие избирателей из православных стран. Например, на прошедшей сессии ПАСЕ за резолюцию, нападающую на сторонников традиционного взгляда на семью, проголосовали четыре депутата из Грузии, а также несколько депутатов из Сербии, Македонии, Греции, Кипра. Мне кажется, что избиратели должны знать, за что голосуют в Страсбурге их представители.
Но этой резолюции могло бы и не быть, если бы на заседание, где она рассматривалась, пришли депутаты, поддерживающие традиционную семью, а таких большинство. Однако на голосовании из 318 депутатов ПАСЕ присуствовало только 77. Российская, украинская делегация были представлены только несколькими депутатами, итальянцев не было совсем, так же как и другие традиционно католические страны были представлены только либеральными депутатами, голосовавшими за резолюцию.
Получается, что традиционные ценности в Европе постепенно демонтируются от имени международных организаций не из-за того, что многие европейцы перестали их разделять, а от того, что политические деятели, призванные их защищать, не исполняют свой долг и не проявляют необходимой организованности и сплоченности.
— Меняется ли в действительности численность гомосексуалистов в наши дни по сравнению с прошлым? Зависит ли она от гей-парадов, иной пропаганды и наделения большими правами однополых союзов?
— По моему мнению, проблема не в том, влияет это или не влияет на увеличение в обществе числа людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Очевидно, что в обществе есть разные подходы к сексуальной морали.
Современное общество гарантирует, что каждый человек имеет право на свои взгляды в этой области, но только границы их существования должны определяться частным пространством. Конечно, не может идти речи о навязывании своей точки зрения другой части общества, особенно с помощью законов и усиленной пропаганды. Также должны преследоваться преступления на сексуальной почве, которые угрожают жизни или здоровью другого человека, особенно детей.
Например, по данным Центра по эксплуатации и он-лайн защите детей (Child Exploitation and Online Protection Centre), в 2012 году по сравнению с предыдущим годом количество фото- и видеоматериалов педофилического содержания и их пользователей возросло в два раза. Цифра материалов равна 70 тысячам, а число их пользователей достигло восьми тысяч человек.
Вообще, когда общество активно выносит вопросы сексуальности в публичную сферу и потакает реализации любого полового желания, то число преступлений и злоупотреблений на данной почве неуклонно растет. При этом не надо забывать о баснословных и легких деньгах, приносимых бизнесом, построенном на эксплуатации сексуальных чувств.
— Каковы сценарии развития наметившейся тенденции в Европе и мире, к чему она в итоге приведет? И какие перспективы у России?
— Как выразилась современная французская мыслительница Беатрис Бурж, «цивилизация находится в смертельной опасности». Не хочу быть еще одним пророком заката Европы, но, по-моему, происходящее может привести европейские страны либо к катастрофе, либо к глубокому обновлению. Катастрофой будет появление нового тоталитарного режима, построенного на диктате в области человеческой природы и межличностных отношений. Обновление связано с возвращением к реальным вещам и естественным понятиям в экономике, политике, культуре, семье.
Противодействие нынешних властей Франции манифестациям против однополых браков и усыновлений детей однополыми парами привели к формированию многочисленного движения, выступающего за социальное обновление страны. В рядах этого движения очень много молодежи. Настоящим героем уже стал студент Бернард-Николя Бюс 23 лет. Он был арестован после мирной демонстрации 16 июня 2013 года в Париже. Обвиненный в сопротивлении аресту, он был приговорен 19 июня к 4 месяцам заключения. Его поместили в тюрьму Флери-Мерожи и полностью изолировали от какого-либо общения. При этом он не проявил никакого насилия против людей и не нанес ущерба чьей-либо собственности.
Но не хотелось бы, чтобы путь к обновлению европейских обществ лежал через какую-либо форму тоталитаризма. Из истории мы знаем, к каким жертвам приводит любая форма тоталитаризма.
Думаю, что российский закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних является необходимой мерой, направленной на поддержание баланса в обществе. Если бы не было угрозы формирования диктата в области норм сексуального поведения и половой идентификации, то такой закон был бы, наверное, излишним. Он не нарушает прав людей нетрадиционной сексуальной ориентации, но он служит гарантией прав и свобод сторонников традиционных отношений между полами. На мой взгляд, Россия демонстрирует взвешанную позицию по этому вопросу, которой не хватает на Западе, увлеченном новыми утопиями.
— А Русская Православная Церковь как сегодня относится к представителям меньшинств — могут ли они быть ее членами, исповедоваться и причащаться, оставаясь такими, как есть?
— Отношение Русской Церкви к представителям сексуальных меньшинств не изменилось. Оно основано на Библии и отражено в Основах социальной концепции, принятых в 2000 году. Православие учит отделять человека от греховной страсти и греховного поступка. Мы все грешники и преступники перед Богом. Однако, нося в себе образ Божий, каждый из нас имеет достоинство. Если вы являетесь противником курения, то это Вам не мешает уважать человеческое достоинство и гражданские права курильщиков. Однако курение ограничено в публичных местах, дабы защитить права некурильщиков и детей. В этом никто не видит дискриминации, а, наоборот, утверждение справедливости в отношении различных общественных групп.
Человек, имеющий гомосексуальные влечения, как и любой другой человек (кто без греха?) может исповедаться и причащаться, если он признает, что его состояние не является нормальным и он ведет с ним борьбу. Между прочим, это касается любого греха. Если на исповедь придет человек, подверженный страсти гнева, и будет утверждать, что он не видит в ней ничего плохого и намерен ее развивать, то его опасно допускать к Причастию. Между прочим, святые отцы самой страшной и опасной страстью называют гордыню. Процесс борьбы с грехом и преодоление греховного состояния может занять долгое время. Важно, чтобы человек искренне каялся и стремился к исправлению.
— Какое место в обществе, на Ваш взгляд, должны занимать люди нетрадиционной ориентации? И с какими словами Вы бы обратились к ним сегодня?
— Самое обычное, как и все остальные люди. Разве они сегодня не пользуются в России или других европейских странах всем комплексом гражданских прав? Зачем им нужны, какие-то специфические права и привилегии? Люди традиционной ориентации не устраивают демонстраций своей ориентации на улицах города. Зачем это делать людям с другой сексуальной ориентацией?
Дети, ради которых создаются семьи, будут все равно рождаться от женщины и мужчины, даже если клетки представителей двух полов соединят в пробирке, а рожденное дитя передадут однополой паре. Зачем тогда однополые отношения называть «семьей» и поддерживать их из государственного бюджета? Это все виртуальный мир, который входит в столкновение с реальностью, которую создал Бог и у которой есть свои законы.
Любовь Божия простирается к нам всем. Если люди гомосексуальной ориентации считают свое состояние нормальным, то хотелось, исходя из элементарных правил человеческого общежития, чтобы они не навязывали свою точку зрения тем, кто так не думает.
Тем, кто осознает гомосексуальное влечение, но понимает его ненормальность, я бы пожелал бороться с ней, не отчаиваться и уповать на милость Божию. Надо помнить, что мы все находимся в падшем состоянии и общий удел всех людей — иметь сокрушение о своих грехах и радоваться о милосердии Божием.
— К чему как представитель Церкви Вы призываете европейских политиков и общественных активистов?
— Надо уважать друг друга. Нельзя разгонять, как это было во Франции, мирные демонстрации молодежи, детей и стариков с помощью слезоточивого газа только потому, что они якобы являются носителями, с чьей-то точки зрения, нетолерантных взглядов.
Не надо считать, что новые взгляды на пол и сексуальную ориентацию — прогрессивные, а у остальных граждан они отсталые, которые можно называть «предрассудками» или «фобиями», как это все чаще звучит, например, из уст европейских политиков и в речах официальных представителей Совета Европы.
Беседовала О. Липич