Последние шаги иерархии Румынской Православной Церкви по открытию новых епархий на территории Молдовы и Украины иначе как провокационными не назовешь. В то же время продолжает свою «миссию» на Украине Михаил (Филарет) Денисенко. Возможен ли конфликт раскольнических интересов в этой стране?
Как сообщалось, в конце прошлого месяца (24 октября) Синод Румынской Церкви принял решение о создании на канонической территории Московского Патриархата трех новых епархий — Бельцкой епархии (бывшая Хотинской) с центром в Бельцах, Южно-Бессарабской епархии (бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская), с центром в городе Кантемир, и Дубоссарской епархии и всего Приднестровья (бывшая Румынская Православная миссия в Приднестровье, созданная в результате политической конъюнктуры во время Великой Отечественной войны), с центром в Дубоссарах.
Этот шаг Румынской Патриархии вызвал недоумение и возмущение среди духовенства Молдовы, которое, собравшись 30 октября на внеочередное епархиальное собрание, приняло Декларацию в адрес членов Священного Синода Румынской Православной Церкви. В ней, в частности, говорится: «Мы <…> расцениваем этот акт Румынской Патриархии как прямое и агрессивное вмешательство в каноническую территорию другой церковной структуры. Мы воспринимаем этот шаг как удар, нанесенный Православию, единому и неразделимому, который является началом стабильности, объединенным единой верой и единым каноническим правилом». Комментарии иерархов по этому вопросу были недвусмысленными: правящий архиерей Тираспольской и Дубоссарской епархии епископ Юстиниан заявил, что «Восстановление румынской епархии в Приднестровье создаст очаг нестабильности в зоне молдо-приднестровского конфликта», а заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк назвал этот акт «националистически окрашенной экспансионистской авантюрой», которая, по мнению епископа, ведет к расколу православного мира (подробнее см. Епископ Егорьевский Марк расценивает действия Румынской Церкви как угрозу православному единству).
Пока со стороны Румынской Церкви почти никаких комментариев по данной вопросу не поступает. Высказался лишь представитель т.н. «Бессарабской митрополии» Петр Пэдурару, бывший епископ Бельцкий, запрещенный в служении Русской Православной Церковью. 1 ноября он заявил, что решение о создании трех епархий Румынского Патриархата на территории Молдовы является временным решением. «Когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города. Пока же они будут действовать на территории Республики Молдова», — подчеркнул представитель Румынской Патриархии.
Оправдаются ли эти прогнозы «епископа»-раскольника, покажет будущее. Любопытно другое. Практически одновременно с заседанием Священного Синода Румынской Церкви состоялось еще одно событие, которому СМИ уделили меньше внимания — однако в контексте развития церковно-канонической ситуации в регионе оно также требует самого внимательного к себе отношения. Что же произошло? В конце октября в Вашингтоне состоялась встреча самозванного «патриарха» Филарета — отлученного от Церкви Михаила Денисенко — с членами Конгресса США.
Как сообщил киевский выпуск газеты «Коммерсант», 30 октября М. Денисенко при посредничестве существующей при конгрессе США общественной организации «Украинский конгрессный комитет» (Ukranian Congress Committee) встретился с сенаторами-республиканцами Джорджем Войновичем и Сэмом Браунбеком, а также с конгрессменом Гасом Билиракисом — главой группы содействия Греческой Православной Церкви в Палате представителей. Подобная встреча произошла впервые за историю существования т.н. «Киевского Патриархата» — по крайней мере, официально об этом было заявлено в первый раз. При этом характерно, что официально информацию о встрече распространило Посольство Украины в США.
Основным содержанием встречи, как и следовало ожидать, было обсуждение перспектив создания автокефальной Украинской Православной Церкви. Пресс-секретарь «Киевского Патриархата» «архимандрит» Евстратий (Зоря) оптимистично заявил, что «эта встреча приближает признание УПЦ КП Константинопольским Патриархатом, чреватое для Московского Патриархата потерей почти половины своих приходов и в конечном счете — поражением в борьбе за доминирующее положение в мировом православии». Каким образом связана состоявшаяся встреча Михаила Денисенко с конгрессменами с вопросом признания «Киевского Патриархата» Константинополем и существует ли эта связь вообще, можно лишь догадываться. Во всяком случае, представители Фанара предпочитают сохранять молчание по этому вопросу.
Отметим для себя, что, по мнению представителя украинских раскольников, целью Московского Патриархата во внешнецерковной области является завоевание «доминирующего положения в мировом православии». Любопытно: способны ли сторонники М. Денисенко рассматривать церковную ситуацию на Украине как-либо иначе, нежели через призму политического противостояния Киева Москве? Способны ли они задуматься над тем, что «доминирующее положение в мировом православии» — это новоизобретенный термин, которого не знает церковное Предание? Задуматься над тем, что стремление Русской Православной Церкви сохранить церковное единство может быть продиктовано таким естественным для православной традиции желанием — исполнить заповедь Христову «Да будут все едино»?
Для раскольников любого толка есть только один способ уйти от прямого разговора об ответственности за разрушение церковного единства: перевод его в плоскость политических обвинений и претензий, не имеющих ничего общего ни с исторической, ни тем более с церковной традицией. Так и поступают представители и «Киевского Патриархата», и «Бессарабской митрополии». Может показаться, что они осуществляют свои планы согласованно — коль скоро даже по времени предпринятые ими шаги оказались так близки. В конечном счете, цель в обоих случаях одна: отделение части приходов (большей, как на Украине, или меньшей — в Молдове) от Московского Патриархата.
Однако, судя по всему, в ближайшем будущем «соратникам по борьбе» с Русской Православной Церковью придется выяснять отношения между собой, поскольку Румынский Патриархат считает существование трех новых епархий на территории Молдовы «временным решением» и планирует вскоре переместить их центры на Украину. Если этим планам суждено сбыться, радужные прогнозы украинских раскольников в отношении создания автокефальной Украинской Православной Церкви могут оказаться под угрозой. И даже изверженный из сана и отлученный от Церкви М. Денисенко прекрасно понимает, что не может быть автокефалии там, где сосуществуют на одной канонической территории несколько параллельных церковных иерархий.
Пока «Киевский Патриархат» никак не комментирует планы Румынской Православной Церкви. Надо полагать, в ближайшее время мы станем свидетелями нового этапа в развитии этой истории. К сожалению, для паствы Украинской Православной Церкви ни действия братской Поместной Церкви Румынии, ни деятельность сторонников М. Денисенко не обещают ничего, кроме новых соблазнов. Чем обернутся планы «Киевского Патриархата» и «Бессарабской митрополии» для Украины как для независимого государства, покажет время.
Михаил Моисеев
***