28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Я всех вас сердечно приветствую с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора Московского Кремля. Но одновременно сегодня во многих городах, во многих монастырях празднуют этот день как престольный праздник, потому что именно в честь Успения, в честь смертной славы Пресвятой Богородицы, названы многие главные храмы городов и обителей Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие явлена нам самая суть служения Пресвятой Богородицы.
Ведь о Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалим и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы. И с того мгновения, с того самого события и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение.
Чтобы понять смысл служения Богоматери, остававшейся, как я уже сказал, в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2:5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.
О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия.
Эти замечательные слова апостола Павла применимы к Богоматери. Она тоже была послушна даже до смерти. И абсолютное послушание Божией воле Она явила по крайней мере, как отражает это Предание Церкви, дважды: в день Благовещения и в день Ее кончины.
Господь смиряет Себя, будучи Богом, равным Богу, как пишет апостол. Он становится послушным воле Божией, даже идя на смерть. Это абсолютное принятие Богочеловеком Спасителем воли Божией. Нет никакого компромисса, нет никакого желания и стремления хоть немного облегчить Свои страдания, которые Он испытывал по Своей человеческой природе. Он полностью исполняет то, что было предначертано Божественным Промыслом, хотя, как Сам сказал апостолам, мог бы сделать так, чтобы легионы ангелов защитили Его от любой человеческой неправды и поношения и тем более — от смерти.
Сын Божий идет на смерть, исполняя волю Божию. И всё то же самое делает Божия Матерь, ведь Ее жизненный путь пролегает рядом с путем Ее Сына. И хотя, опять-таки скажу, мы немного знаем о Ее жизни, но совершенно очевидно, что Она как Мать была рядом со Своим Сыном. Если уж Она была в момент смерти у Креста на Голгофе, не боясь возможных для Нее самых страшных последствий, неужели Она боялась чего-то другого, когда Сын Ее был жив? Она всегда была рядом с Ним.
Пример Божией Матери помогает нам понять, что такое человеческое смирение. Господь смирил Себя, будучи послушным Богу даже до смерти, смерти крестной. И Божия Матерь в смирении проводит всю Свою жизнь.
Для современного человека смирение это непонятная добродетель, она ассоциируется в человеческом сознании со слабостью. А слабость — это не добродетель, это беда. Что может сделать слабый человек? Ничего сделать не может. Но важно понимать, что смирение это не слабость, а послушание воле Божией.
Когда мы живем по Божественному закону, когда мы внутренне переживаем и сердцем и умом истины этого закона, когда мы понимаем, что эти истины есть величайшие, ничто рядом не может стоять и ничто сравниться с ними не может, тогда мы, умом и сердцем восприняв этот Божественный закон, начинаем осуществлять его в своей жизни. И тогда в глубине духовного опыта нам открывается, что человеческая сила есть бессилие.
И каждый из нас, наверное, на опыте знает, как сильный становится бессильным; как, например, кто-то сильный и могущественный, который едет на шикарном автомобиле по городу и вдруг оказывается в какой-то ситуации, связанной с дорожным происшествием, может быть, самым незначительным, теряет всякое самообладание, теряет человеческий образ, иногда хватается за оружие, чтобы наказать обидчика. Что это — сила или слабость? Это полная беспомощность, это свидетельство о пустоте человека. И никакими эмоциями, никаким темпераментом невозможно это объяснить и невозможно оправдать то, что люди с легкостью могут нанести оскорбления, увечья другому только потому, что что-то пошло не так, как они хотят. Это сила или слабость? Это слабость, граничащая с духовным уродством.
Мы можем продолжить эти примеры сильных, славных, богатых, могущественных, надменных, горделивых, кичливых. Занял какое-то положение — других уже не видит, он в центре мира. Единственное, что нужно такому человеку, как он считает, оборонять себя от непочтительности, от стремления кого-то встать рядом с ним. Жизнь превращается в постоянную оборону, чтобы не было ущемлено достоинство, гордыня, так неудачно и ложно связываемые в сознании людей с авторитетом. Всё это проявление полной слабости, недостоинства человеческой личности.
А чему мы учимся через пример Христа Спасителя, Который был послушен до смерти, и даже смерти крестной? Чему мы учимся через пример Пресвятой Богородицы, Которая всю Свою жизнь осуществляла в послушании Богу и через это послушание вместе с Сыном взошла на Голгофу? Мы учимся тому, что смирение, которое есть послушание воле Божией, является подлинной силой человека.
Такого человека нельзя сломить, потому что, будучи открытым, дружелюбным и уважительным ко всем, он одновременно настолько силен, что способен выдержать любое жизненное испытание. Его не выведет из равновесия человеческая грубость, непочтительность, хамство. У него хватит сил справиться со своими эмоциями и правильным образом вразумить согрешающего. Такой человек способен преодолевать жизненные невзгоды, срывы в карьере, неудачи, болезни, потому что он не один, но рядом с ним Бог, с Которым он соединен через послушание.
Царица Небесная, Которая выше всех ангелов и архангелов, выше любого из людей, рожденных на планете Земля, смирением Своим и послушанием стяжала великую духовную силу, став Матерью всех верных, всех верующих людей. И это Ее высочайшее служение особым образом проявилось после Успения, Ее вознесения на небо, в Божественные обители, где вечно пребывает Ее Сын. Она, будучи Матерью всех нас, всех верующих, как мать слышит наши молитвы, отвечает на эти молитвы и, по опыту знаем, посылает нам просимое.
Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает сегодня над народом нашим. Мы живем в непростое время, когда буйствуют человеческие страсти, когда смешивается добро и зло, когда пошлость и человеческое безобразие не только возводятся в норму, но нередко представляются как некий образец, которым прельщают молодежь, в том числе и через средства массовой информации.
Мы живем в трудное время, но у нас есть внутренняя сила. Она не в деньгах, не во власти, не в могуществе. Эта внутренняя сила в нашем послушании Богу, по примеру Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И будем просить Ее, чтобы Она помогла нам сохранить эту внутреннюю силу и оставаться в послушании Богу даже до смерти. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси