10 сентября 2013 года митрополит Волоколамский Иларион, глава Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, продолжил чтение спецкурса «История христианской мысли» в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Вторая лекция была посвящена первым векам христианства (I-III вв. по РХ.), в частности, развитию христианской мысли, богословия, антропологии, социальной доктрины. Особое внимание архипастырь обратил на содержание Нового Завета.
Предложенный аудитории фильм рассказал о первых христианских мучениках (архидиаконе Стефане, брате Господнем епископе Иерусалимском Иакове и др.), первых учителях Церкви и богословах (Игнатии Богоносце, Оригене). Видеоряд напомнил о римских катакомбах — сохранившихся местах первых массовых захоронений христиан, в том числе мучеников, где также совершались первые богослужения.
В отличие от учения неоплатоников христианство воспринимает человека как существо, состоящее из души и тела, пояснил митрополит Иларион, причем душа и тело соединены неразрывно: «Не может быть так, чтобы душа кочевала из одного тела в другое, как это представляли некоторые религиозные гностические системы. В христианстве тело очень тесно связано с душой, и в этом смысле христианство можно назвать материалистической религией. Христианство воспринимает материю не как что-то злое, нечистое, а как то пространство, которое тоже предназначено для преображения, изменения, и плоть является не просто служанкой души, но непосредственным участником того процесса, который на христианском богословском языке называется спасением и который на нашем привычном языке мы можем назвать путем к Богу. Вот почему Таинства Церкви такие, как крещение, евхаристия, миропомазание не являются какими-то интеллектуальными актами. В них всегда участвует тело человека. Крещение происходит через погружение человека, то есть его тела в воду. Причащение — соединение человека с его телом, душой и духом, соединение с Богом через принятие внутрь себя Тела и Крови Христа. Преображение материального мира через духовный подвиг — вот то новое, что христианство привнесло по отношению к античной философии».
На лекции заведующего кафедрой теологии МИФИ, профессора митрополита Илариона присутствовали ректор университета М.Н. Стриханов, проректоры, деканы, профессора, преподаватели, студенты. Для лучшего усвоения материала слушателям были предложены экземпляры Нового Завета.
По окончании лекции митрополит Иларион ответил на вопросы.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru