Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры
Версия для печати
12 сентября 2013 г. 19:44

12 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 300-летия основания Александро-Невской лавры. После молебна на площади Александра Невского Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Георгий Сергеевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, петербуржцы!

С особым трепетом я взираю на всех вас, собравшихся здесь, на площади Александра Невского в таком множестве, в день празднования в северной столице 300-летия Александро-Невской лавры. Сегодня уже прозвучали замечательные слова и о значении лавры, и о роли Александра Невского. А я хотел бы начать свое слово с цитаты из того апостольского чтения, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. Это слова, удивительно странно звучащие для абсолютного большинства современных людей. Слова, которые, как кажется, бросают вызов современным ценностям и современному взгляду на жизнь. А звучат эти слова так: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Большинство людей скажет: а зачем мне носить чьи-то бремена? У меня и своих бремен полно: и со здоровьем не всегда ладится, и с работой не так уж благополучно, и денег не хватает, и соседи не слишком хорошие, да еще и проблемы с ценами, с коммунальными услугами… Да мало ли что трудное обрушивается на нас с вами в нашей повседневной жизни, и кажется: хватило бы сил свои собственные бремена-то нести, в лучшем случае бремена близких, родных. Но Евангелие категорически требует другого: «Носите бремена друг друга и только тогда исполните закон Христов».

Эти слова приобретают огромный смысл, разящую силу правды, когда мы прилагаем их к истории нашего Отечества. Что происходило на Чудском озере, что происходило здесь, на Неве, в устье Ижоры, когда молодой благоверный князь вступал в схватку с противником, во много превосходящим его по силе? Как смогла бы победить дружина Александра Невского, если бы каждый из дружинников не знал и не выполнял слов «Носите бремена друг друга»? И не самого себя защищал воин и на берегах Невы, и на льду Чудского озера — он подставлял плечо своему собрату, понимая, что гибель рядом стоящего воина — это и его гибель, это и его поражение. Это не просто понести бремя, это не просто поднести латы и меч — это принять на себя удар противника, защитить своим мечом, щитом и грудью того, кто рядом. Разве можно было без веры, без любви к Отечеству совершить эти подвиги?

Совершенно неслучайно Петр I незадолго до своей кончины принял решение перенести святые мощи святого благоверного князя из города Владимира сюда, в новую столицу. Он на собственном опыте — и своих побед, и своих поражений — знал, чтó означает способность людей носить бремена друг друга. Он был вдохновлен идеей построения великой столицы, великого государства, великой империи. Он хотел, чтобы народ был сильным и благополучным и прозорливо осознавал, что без исполнения заповеди о ношении бремен друг друга ничего не получится — никакой национальной идеи, никакого государственного и народного процветания, все разлетится на молекулы и атомы.

И нынешняя жизненная философия подталкивает нас к этому дроблению. Она заключается в простых словах: «живи, один раз живешь на свете, возьми от жизни все, какое тебе дело до других? Пускай каждый о себе позаботится, а я должен и то, и другое, и третье, и заработать больше, и купить больше, и сделать для себя больше». Таким образом, общество раздробляется, потому что нет единых ценностей, которые объединяли бы и в труде, и в борьбе, и, если нужно, в защите Отечества.

Петр, открывая врата Петербурга и страны Западу и желая, как мы бы теперь сказали, модернизировать страну, принимал очень многое со стороны. Он приглашал иностранных специалистов, он посылал своих подданных учиться за рубеж, он стремился поднять уровень образования, а для этого нужно было воспринимать иные образовательные и даже культурные модели. И вот он решил построить на берегах Невы не традиционную русскую столицу, а западный город. Само по себе, прагматически все это верно, но ведь с точки зрения национального самосознания и целостности народа это огромный риск, потому что можно потерять и национальность, и идентичность, и свою культуру, и веру, если слишком активно воспринимаются иные идеалы, иные ценности, иные культурные модели. Не поэтому ли, строя город по образцу западных столиц, Петр первым делом основывает здесь лавру и посвящает ее Александру Невскому — великому защитнику земли нашей, в том числе и от противников, которые шли с Запада? Наконец, он переносит сюда и его мощи, чтобы эта по западным образцам построенная столица оставалась городом православным, сильным духом. И Петр хотел, чтобы наш народ умел носить бремена друг друга, особенно тогда, когда требуются общие усилия, мощное взаимодействие, подлинная солидарность для решения проблем, стоящих перед страной.

И сегодня, празднуя 300-летие этого великого события, мы не можем не подумать о настоящем, о нашем Отечестве, о всей исторической Руси, о том, как нам важно сегодня, будучи открытыми и к Востоку, и к Западу, принимая нередко культурные модели, возникшие не у нас, а за рубежом, оставаться самими собой, сохраняя национальное самосознание, силу духа, подлинную идентичность. Без веры это сделать невозможно, и никто не может доказать обратное, потому что и в историческом опыте обратное всегда сопровождалось поражением и разрухой.

Вот почему, строя современное государство и модернизируя страну, мы должны идти по пути и Петра, и Александра Невского, прочно стоя на своих духовных основах, впитывая Божественную премудрость, выстраивая свои отношения с людьми не по принципу утилитарного использования, а по принципу взаимной поддержки, способности нести на себе бремена других людей, тем самым плотно сшивая ткань общественных отношений — настолько плотно, чтобы никакой катаклизм не был способен ее разрушить.

И сегодня мы молимся святому благоверному князю Александру Невскому и испрашиваем у него благословения всей исторической Руси, державе нашей Российской и прекрасной северной столице, в центре духовной жизни которой Свято-Троицкая Александро-Невская — его — лавра. И верим, что по молитвам нашим, может быть, недостойным, по молитвам тех, кто предшествовал нам, святой Александр Невский пред престолом Божиим испросит благословения для всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Л.А. Бокерии с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Глазовскому Виктору с 70-летием со дня рождения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы