15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем и с особым праздником освящения храма бывшего Киевского подворья в Петербурге, а ныне подворья Введенской Оптиной пустыни. Этот храм никогда не разрушался, но он был обезображен утилитарным использованием, столь далеким от церковной жизни. Я родился и вырос совсем недалеко от этого места, на Васильевском острове, и каждый раз, когда еще ребенком приходил на Неву посмотреть на воду, на корабли, я обращал свой взор на этот величественный храм. Потом, уже в зрелые годы, проезжая мимо этого места, я всегда сокрушался сердцем, потому что храм стоял немым укором всем петербуржцам, всему нашему народу, который в какой-то момент отрекся от Бога, разрушил свою национальную жизнь, решил построить жизнь счастливую, богатую, справедливую, а вместо этого имел то, что имел — разрушенные святыни соседствовали с бедной и несчастной жизнью.
Господь не вторгается в нашу с вами повседневность. Он сотворил нас свободными, Он дает нам право распоряжаться самими собой. И когда мы от Бога отрекаемся, тем более, когда мы заявляем, что Бога нет и мы в Него не верим, Он полностью отдает нас в наши руки. Тогда мы живем как можем, как хотим, но, будучи по природе слабыми, легко внушаемыми и управляемыми, мы попадаем под власть сил, которые с Богом борются. Так и произошло в нашей истории — мы отреклись от Бога, и Бог предоставил нас самим себе. Жили как хотели, под сводами святого храма на коньках катались, другие храмы оскверняли и разрушали... Стремились к каким-то невероятным высотам, что-то получалось, а жизнь оставалась тяжелой, трудной, и не было того счастья, ради которого люди были готовы отдать свою жизнь. Счастье не приходило и не пришло.
Сегодня настали другие времена; по крайней мере, мы имеем возможность и право восстановить историческую справедливость, восстановить память о наших благочестивых предках, о тех, кто не жалел денег и труда своего, возводя такие величественные храмы, как этот. И большая работа по реставрации храма, которая была здесь осуществлена, является в первую очередь приношением всем тем, кто трудился, создавая этот Божий храм, а также и всем тем, кто в самые тяжелые годы наполнял этот храм и совершал здесь молитву — до самого 1932 года, когда все было закрыто и порушено.
Я хотел бы, вспоминая эту историю, сказать еще вот о чем. Пройдя через тяжелый исторический опыт отрицания Бога, гонений на Церковь, мы должны были бы как народ получить прививку от этой инфекции на целые столетия вперед. Но в нашей стране происходит нечто другое. Всего-то двадцать с небольшим лет, как стало более или менее возможно открывать и восстанавливать храмы, хотя и не без труда; но появляются люди, — к сожалению, среди них много молодежи, — которые говорят: «Никакого Бога нет, все это сказки, все это слабость человеческая, все это рудиментарные остатки, в нас живущие, все это не соответствует уровню знаний, образования, науки и все это должно остаться в прошлом».
Я еще помню поколение людей, которые рассказывали о буйстве 20-х и 30-х годов. К ним относились и мои благочестивые родители, имена которых мы сегодня вспоминали в молитве, потому что именно здесь они встретились, познакомились, а после, пройдя через большие испытания, связанные с заключением моего отца, в конце концов поженились и создали христианскую семью. Ведь все в точности повторяется, звучат те же самые лозунги: «пережиток прошлого», «люди необразованные, темные, глупые, несчастные, закабаленные предрассудками», «нужно раскрепостить человека, сделать его свободным и, в первую очередь, разрушить веру, разрушить храмы». Почти так же и сейчас говорят люди — правда, чаще всего анонимно в Интернете. Как плохо, что практически не осталось тех, кто был живым свидетельством этого гонения на веру, этого посмеяния веры, этих жутких карнавалов, когда безбожники облачались в священные ризы, изображая духовенство, и шли по городу, глумясь над верой и призывая разорвать всякую связь с «пережитками»! Вот и сегодня нас, в том числе при помощи карнавалов, стараются настроить на безбожный лад.
Скоротечна человеческая жизнь, еще более скоротечна память. Почему в 20, 30-е и последующие годы взрывались храмы? Не просто осквернялись — взрывались? Потому что нужно было уничтожить, в том числе, и материальные носители прошлого. Храм является материальным выражением великой идеи, которая вечна, как вечен Бог. Один только купол над храмом, который изображает Вселенную, который устремлен к небу, — подвигает любого мыслящего человека на то, чтобы искать подлинные цели жизни. Не смотреть себе под ноги или в сторону своего желудка и кармана, а оторваться взором от земли и устремиться в будущее, вглядываясь в небо.
Сегодня мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, хорошо всем известный (Мф. 19:16-26). Это история о богатом юноше, который обратился к Спасителю с вопросом: «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В наших русских переводах с греческого в его обращении упоминается жизнь вечная. А в некоторых древних рукописях сказано просто «жизнь» — «Что нужно сделать, чтобы иметь жизнь?» Это говорил богатый юноша, у которого было много средств жить так, как он хочет; но, наверное, что-то было неправильное в его жизни, и он спросил Господа.
Господь отвечает ему удивительным образом, приводя несколько заповедей из Ветхого Завета и одну из Нового. Он не перечисляет 10 заповедей Моисея и не повторяет 9 заповедей блаженств, но из всего этого выбирает, видимо, самое главное, что нужно было сказать молодому человеку: «Чтобы наследовать жизнь, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби другого, как самого себя». Вот в этих шести заповедях — как бы вся квинтэссенция и Ветхого, и Нового Заветов, приспособленная, в том числе, не только для понимания богатого юноши, но и для понимания современного человека. Все так ясно — никакого особого богословия, конкретные предписания. Если 10 заповедей не можем исполнить, то эти шесть выписать, запомнить и жить по ним — и, по слову Божиему, наследуешь жизнь вечную.
Но юноша был благочестивым и сказал Спасителю: «Все это я исполняю от юности своей». Тогда, взглянув на него и поняв его, Спаситель говорит: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе. Приходи и следуй за Мной». Господь знал, что юноша был богат, благочестив, исполнял заповеди, но потребовал от него особой жертвы, чтобы тот стал совершенным. И юноша с грустью отошел, потому что не был способен сделать то, что привело бы его к совершенству. Обращаясь к апостолам, Спаситель говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Апостолы спрашивают: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ: «Невозможное человекам возможно Богу».
Эти слова мы с вами должны хорошо запомнить. Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».
И на примере нашей истории, на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу». Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».
Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу».
Пусть сегодняшний день навсегда сохранится в нашей памяти — день освящения Успенского храма на Васильевском острове, который ныне является подворьем Введенской Оптиной обители. И я хотел бы подарить для этого храма образ Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, драгоценно украшенный золотом. Их имена — названия величайших добродетелей, которые проистекают из веры в Господа, и пусть Вера, Надежда, Любовь и Божественная Мудрость — София — пребывают в сердцах нашего народа, потому что именно через эти величайшие чувства человек способен пойти навстречу Господу, даже будучи грешным и слабым, в надежде, что «невозможное для человеков возможно для Бога».
Я хотел бы также сердечно поблагодарить ктитора святого храма сего Вадима Новинского, человека, которого я давно знаю и искренне люблю. Вадим относится к числу небедных людей, но, в отличие от того евангельского юноши, он не уходит от Господа, а идет за Ним и значительную часть имения своего посвящает Богу. Эта красота возрожденного храма является результатом его жертвы. Совсем недавно, находясь на Афоне, я вручил Вадиму один из самых высоких орденов Русской Православной Церкви. А сегодня, в знак благодарности за труды Ваши, я хотел бы вручить Вам этот старинный образ Успения Пресвятой Богородицы. Пусть Ее Пречистый Покров пребывает над Вами, над Вашей семьей и над Вашими трудами во благо Русской Православной Церкви.
Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником. Пусть Царица Небесная Покровом Своим осеняет землю нашу, всю историческую Русь — Россию, Украину, Беларусь и все другие страны, которые находятся под омофором Матери Божией и под пастырским окормлением Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит каждого из нас, умудряет и укрепляет на нашем жизненном пути. Я бы хотел каждому из вас в память о сегодняшнем событии преподать такую вот иконочку Успения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Храни вас всех Господь и Матерь Божия.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси