Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения восстановленного подворья Оптиной пустыни в Петербурге

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения восстановленного подворья Оптиной пустыни в Петербурге
Версия для печати
15 сентября 2013 г. 17:59

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем и с особым праздником освящения храма бывшего Киевского подворья в Петербурге, а ныне подворья Введенской Оптиной пустыни. Этот храм никогда не разрушался, но он был обезображен утилитарным использованием, столь далеким от церковной жизни. Я родился и вырос совсем недалеко от этого места, на Васильевском острове, и каждый раз, когда еще ребенком приходил на Неву посмотреть на воду, на корабли, я обращал свой взор на этот величественный храм. Потом, уже в зрелые годы, проезжая мимо этого места, я всегда сокрушался сердцем, потому что храм стоял немым укором всем петербуржцам, всему нашему народу, который в какой-то момент отрекся от Бога, разрушил свою национальную жизнь, решил построить жизнь счастливую, богатую, справедливую, а вместо этого имел то, что имел — разрушенные святыни соседствовали с бедной и несчастной жизнью.

Господь не вторгается в нашу с вами повседневность. Он сотворил нас свободными, Он дает нам право распоряжаться самими собой. И когда мы от Бога отрекаемся, тем более, когда мы заявляем, что Бога нет и мы в Него не верим, Он полностью отдает нас в наши руки. Тогда мы живем как можем, как хотим, но, будучи по природе слабыми, легко внушаемыми и управляемыми, мы попадаем под власть сил, которые с Богом борются. Так и произошло в нашей истории — мы отреклись от Бога, и Бог предоставил нас самим себе. Жили как хотели, под сводами святого храма на коньках катались, другие храмы оскверняли и разрушали... Стремились к каким-то невероятным высотам, что-то получалось, а жизнь оставалась тяжелой, трудной, и не было того счастья, ради которого люди были готовы отдать свою жизнь. Счастье не приходило и не пришло.

Сегодня настали другие времена; по крайней мере, мы имеем возможность и право восстановить историческую справедливость, восстановить память о наших благочестивых предках, о тех, кто не жалел денег и труда своего, возводя такие величественные храмы, как этот. И большая работа по реставрации храма, которая была здесь осуществлена, является в первую очередь приношением всем тем, кто трудился, создавая этот Божий храм, а также и всем тем, кто в самые тяжелые годы наполнял этот храм и совершал здесь молитву — до самого 1932 года, когда все было закрыто и порушено.

Я хотел бы, вспоминая эту историю, сказать еще вот о чем. Пройдя через тяжелый исторический опыт отрицания Бога, гонений на Церковь, мы должны были бы как народ получить прививку от этой инфекции на целые столетия вперед. Но в нашей стране происходит нечто другое. Всего-то двадцать с небольшим лет, как стало более или менее возможно открывать и восстанавливать храмы, хотя и не без труда; но появляются люди, — к сожалению, среди них много молодежи, — которые говорят: «Никакого Бога нет, все это сказки, все это слабость человеческая, все это рудиментарные остатки, в нас живущие, все это не соответствует уровню знаний, образования, науки и все это должно остаться в прошлом».

Я еще помню поколение людей, которые рассказывали о буйстве 20-х и 30-х годов. К ним относились и мои благочестивые родители, имена которых мы сегодня вспоминали в молитве, потому что именно здесь они встретились, познакомились, а после, пройдя через большие испытания, связанные с заключением моего отца, в конце концов поженились и создали христианскую семью. Ведь все в точности повторяется, звучат те же самые лозунги: «пережиток прошлого», «люди необразованные, темные, глупые, несчастные, закабаленные предрассудками», «нужно раскрепостить человека, сделать его свободным и, в первую очередь, разрушить веру, разрушить храмы». Почти так же и сейчас говорят люди — правда, чаще всего анонимно в Интернете. Как плохо, что практически не осталось тех, кто был живым свидетельством этого гонения на веру, этого посмеяния веры, этих жутких карнавалов, когда безбожники облачались в священные ризы, изображая духовенство, и шли по городу, глумясь над верой и призывая разорвать всякую связь с «пережитками»! Вот и сегодня нас, в том числе при помощи карнавалов, стараются настроить на безбожный лад.

Скоротечна человеческая жизнь, еще более скоротечна память. Почему в 20, 30-е и последующие годы взрывались храмы? Не просто осквернялись — взрывались? Потому что нужно было уничтожить, в том числе, и материальные носители прошлого. Храм является материальным выражением великой идеи, которая вечна, как вечен Бог. Один только купол над храмом, который изображает Вселенную, который устремлен к небу, — подвигает любого мыслящего человека на то, чтобы искать подлинные цели жизни. Не смотреть себе под ноги или в сторону своего желудка и кармана, а оторваться взором от земли и устремиться в будущее, вглядываясь в небо.

Сегодня мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, хорошо всем известный (Мф. 19:16-26). Это история о богатом юноше, который обратился к Спасителю с вопросом: «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В наших русских переводах с греческого в его обращении упоминается жизнь вечная. А в некоторых древних рукописях сказано просто «жизнь» — «Что нужно сделать, чтобы иметь жизнь?» Это говорил богатый юноша, у которого было много средств жить так, как он хочет; но, наверное, что-то было неправильное в его жизни, и он спросил Господа.

Господь отвечает ему удивительным образом, приводя несколько заповедей из Ветхого Завета и одну из Нового. Он не перечисляет 10 заповедей Моисея и не повторяет 9 заповедей блаженств, но из всего этого выбирает, видимо, самое главное, что нужно было сказать молодому человеку: «Чтобы наследовать жизнь, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби другого, как самого себя». Вот в этих шести заповедях — как бы вся квинтэссенция и Ветхого, и Нового Заветов, приспособленная, в том числе, не только для понимания богатого юноши, но и для понимания современного человека. Все так ясно — никакого особого богословия, конкретные предписания. Если 10 заповедей не можем исполнить, то эти шесть выписать, запомнить и жить по ним — и, по слову Божиему, наследуешь жизнь вечную.

Но юноша был благочестивым и сказал Спасителю: «Все это я исполняю от юности своей». Тогда, взглянув на него и поняв его, Спаситель говорит: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе. Приходи и следуй за Мной». Господь знал, что юноша был богат, благочестив, исполнял заповеди, но потребовал от него особой жертвы, чтобы тот стал совершенным. И юноша с грустью отошел, потому что не был способен сделать то, что привело бы его к совершенству. Обращаясь к апостолам, Спаситель говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Апостолы спрашивают: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ: «Невозможное человекам возможно Богу».

Эти слова мы с вами должны хорошо запомнить. Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».

И на примере нашей истории, на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу». Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».

Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу».

Пусть сегодняшний день навсегда сохранится в нашей памяти — день освящения Успенского храма на Васильевском острове, который ныне является подворьем Введенской Оптиной обители. И я хотел бы подарить для этого храма образ Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, драгоценно украшенный золотом. Их имена — названия величайших добродетелей, которые проистекают из веры в Господа, и пусть Вера, Надежда, Любовь и Божественная Мудрость — София — пребывают в сердцах нашего народа, потому что именно через эти величайшие чувства человек способен пойти навстречу Господу, даже будучи грешным и слабым, в надежде, что «невозможное для человеков возможно для Бога».

Я хотел бы также сердечно поблагодарить ктитора святого храма сего Вадима Новинского, человека, которого я давно знаю и искренне люблю. Вадим относится к числу небедных людей, но, в отличие от того евангельского юноши, он не уходит от Господа, а идет за Ним и значительную часть имения своего посвящает Богу. Эта красота возрожденного храма является результатом его жертвы. Совсем недавно, находясь на Афоне, я вручил Вадиму один из самых высоких орденов Русской Православной Церкви. А сегодня, в знак благодарности за труды Ваши, я хотел бы вручить Вам этот старинный образ Успения Пресвятой Богородицы. Пусть Ее Пречистый Покров пребывает над Вами, над Вашей семьей и над Вашими трудами во благо Русской Православной Церкви.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником. Пусть Царица Небесная Покровом Своим осеняет землю нашу, всю историческую Русь — Россию, Украину, Беларусь и все другие страны, которые находятся под омофором Матери Божией и под пастырским окормлением Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит каждого из нас, умудряет и укрепляет на нашем жизненном пути. Я бы хотел каждому из вас в память о сегодняшнем событии преподать такую вот иконочку Успения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Храни вас всех Господь и Матерь Божия.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства