В ноябре этого года с официальным визитом по приглашению Священного Синода Болгарской Православной Церкви в Болгарии побывал Патриарх Константинопольский Варфоломей I.
В ходе визита Предстоятель Константинопольской Церкви дал интервью болгарскому государственному телевидению, в котором прокомментировал итоги Х пленарного заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне.
В частности, касаясь вопроса о первенстве Римского епископа, Патриарх заявил: «Все мы, православные..., убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделенной Церкви, было признано первенство епископа Рима, Папы. Однако, первенство это было почетным, в любви, не являясь юридическим главенством над всей христианской Церковью. Иными словами, согласно нашему богословию, это первенство — человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр». Таким образом, христианский Восток никогда не разделял представления о первенстве как о божественном праве, которое было дано Христом святому Апостолу Петру, а от него — всем епископам Рима.
Патриарх Варфоломей также сообщил, как он представляет себе решение вопроса, оказавшегося в центре современного православно-католического диалога — относительно роли, власти и полномочий Римского Папы в структуре всей христианской Церкви. «Мы, православные, — продолжил Патриарх Варфоломей, — готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено... в первом тысячелетии».
Патриарх Константинополя заявил также, что до раскола Церковь Константинополя была второй после Римской кафедры, а после раскола первенство в православном мире закрепилось за Константинопольской Церковью. «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола», — сказал Патриарх Варфоломей I.
Как уже сообщалось, итоговый документ заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне был подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата, которая покинула заседание из-за несогласия с участием в нем представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Русской Церкви. Как подчеркнул представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, православно-католический диалог не может считаться легитимным без учета мнения Московского Патриархата — крупнейшей в мире Поместной Православной Церкви.
По словам владыки Илариона, итоговый документ Х пленарного заседания в Равенне «приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде», и «должен быть тщательно изучен группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории» в рамках Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Официальная оценка последней должна быть затем утверждена Священным Синодом.
В интервью «Интерфаксу» епископ Иларион назвал сомнительными положения равеннского документа, описывающие соборность и церковную власть «на "универсальном" уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви». По его словам, авторы документа начинают говорить здесь не о современных Католической или Православной Церквах, «но скорее о некой теоретической Церкви, построенной по модели Церкви времен Вселенских соборов».
Ватиканское Радио/Agnuz/Патриархия.ru