Об отношении Русской Православной Церкви к верующим без религии в кратком интервью изданию «Огонек» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
— В последнее время все больше россиян признают себя верующими, но не обозначают свою принадлежность к какой бы то ни было конфессии. По Вашему мнению, почему так называемая «бедная вера» сегодня сильна?
— Знаете, один из русских святителей как-то сказал: «Придет время, когда будет столько вер, сколько голов». Сегодняшняя «бедная вера» — это вера бедной головы, самочинной, которая хочет утвердить некое свое представление о Боге и о Церкви. В дополнение к «бедной вере» у нас сегодня распространен бедный язык, когда люди не приобщаются к языковому наследию, а ограничиваются словарным запасом Эллочки Людоедки. Кроме того, у нас сегодня бедная нравственность и бедное искусство. На смену великой музыке приходит музыка с одним ритмом. Это обнищание человека, в худшем смысле этого слова. Бывает и обнищание в хорошем смысле, когда человек осознает свою духовную недостаточность и ищет истину, а есть ситуации, когда человек признает свою духовную недостаточность за истину. Конечно, в России это следствие страшного XX века, когда люди были насильственно отторгнуты от веры, высокой культуры и других высоких истин, которыми русский народ жил почти тысячелетие. Мне кажется, в этом и кроется причина распространения «бедной веры».
— Скажите, а 25% россиян, считающих себя верующими без религии, могут представлять какую-то угрозу для Православия и других традиционных конфессий?
— Для настоящей православной веры никакая другая вера никакой угрозы не представляет. Не несут угрозы и эти 25%, не обретших настоящей веры, это несчастные люди. Их очень жалко, но, слава Богу, они очень часто приходят к истинной вере, если отбрасывают свой эгоцентризм. Иногда человек пытается изобрести велосипед, жить как бы с нуля. Еще в начале XX века была идея сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с корабля современности. Это говорил талантливый поэт, но говорил он мальчишескую глупость. Но люди часто перерастают эту глупость и приходят к Богу. Я лично таким людям очень рад, если бедность их веры не связана с упрямством, если они ищут Бога и хотят узнать истину. Тогда они становятся замечательными и глубокими верующими.
— Разъясните, пожалуйста, а есть ли у Русской Православной Церкви какая-то особая политика в отношении подобных верующих? Как к ним призвано относиться?
— Четко установленной политики нет, но есть общепринятая традиция: каждого человека, который приходит в храм, который далек от Бога и от знания истины, Церковь принимает с радостью и любовью как духовного младенца. И, конечно, заботится о нем и уделяет ему времени больше, чем зрелому человеку. Такие люди могут найти в Церкви любовь и заботу, к ним относятся очень терпеливо. Я сам прошел этот путь, у меня у самого была такая «бедная вера». Для того чтобы пойти по настоящему духовному пути, мне понадобилось очень много усилий и пришлось буквально выстрадать то, что я теперь знаю. Так вот, «бедного верующего» мы готовы не только с радостью встретить, но готовы помочь ему пройти по пути познания. Этот путь труден, но в конечном счете он ведет к богатству. Богатству, конечно, не внешнему, которое кричит о себе с обложек глянцевых журналов, а к богатству внутреннему, которое дарует радость полноценной жизни.
Беседовал С. Мельников