17 ноября 2013 года за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Силуана (Глазкина) во епископа Лысковского и Лукояновского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Силуана на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Силуан!
Волей неисповедимого в путях Своих Господа ты призван в сей день к высшему служению в Винограднике Божием. Через возложение на твою главу Евангелия и рук архиерейских ты освящен благодатью Духа Утешителя, ниспославшего тебе в хиротонии дар епископства, который отныне надлежит неустанно возгревать в себе (см. 2 Тим. 1:6).
Дар, что ты получил сегодня, — дар трудный и ответственный. Трудный — потому что на этом пути тебе предстоит встретиться с различными скорбями, искушениями и духовными опасностями. Ответственный — потому что в день Страшного Суда Христова ты дашь отчет о своем архиерействе пред строгим и нелицеприятным Мздовоздаятелем, взыскующим овец Своих от руки пастырей (Иез. 34:10).
Епископское служение по праву называется Церковью апостольским. Оно является историческим продолжением того великого и славного служения духа (2 Кор. 3:8), которое несли первые ученики Спасителя, посланные в мир. «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), — говорит апостол Павел. Именно дела желает, а не силы, власти и почета, забот, а не покоя и довольства.
Кто-то, вероятно, может возразить, что время апостолов прошло, вера оскудела и нет уже тех, чьи дарования и способности сравнились бы с апостольскими: чудес никто не совершает, разными языками не говорит, не пророчествует, недужных не исцеляет.
Люди ищут знамений, которые бы поражали их воображение. Но забывают, что главное чудо — это жизнь во Христе, потому что преображающим действием благодати Божией она меняет не только самого человека, следующего путем евангельских заповедей, но и тех, кто его окружает. «Итак, подражай жизни апостолов — и ты будешь иметь нисколько не менее апостолов , — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — ибо не знамения сделали их апостолами, но чистая жизнь» (Беседа 6 «Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний апостольских»).
Посему, поставленный на высокую свещницу епископского служения, свети людям светом евангельского учения, благовествуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением (Деян. 28:31). Проповедуй неустанно, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай с долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), ибо на это ты призван дивным промыслом Вседержителя.
Свети народу светом любви Христовой, являя добрый пример кротости и смирения, незлобия и сострадания. Помни о том, что путь апостольства сопряжен с безусловным самоотречением, жертвенностью и умалением себя: именно по этим качествам познается присутствие Божественной любви в человеке. С сего дня да не будет у тебя ничего личного — все свои силы, время и таланты отдавай ради блага Церкви, ради спасения людей, над которыми ты поставлен волей Небесного Владыки.
Свети людям светом добрых дел, дабы, видя их, они прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16). «Какое умиление душам от голоса учителя, если он не помогает им делом?» — справедливо вопрошает святитель Димитрий Ростовский (Поучение на память иже во святых отца нашего Гурия, архиепископа Казанского, месяца октября в 4-й день). Пусть твое милосердие и деятельная помощь всем, кто бы ни обратился к тебе за поддержкой, советом и утешением, станут для окружающих той путеводной звездой, которая приведет их к Начальнику жизни Христу.
Итак, заключает Ростовский святитель, «нехорошо архиерею не иметь в устах своих слова; называться учителем и не учить; носить на мантии "источники", а из уст не источать источников учения; именоваться пастырем, а не предлагать пастбища овцам своим, носить на себе чин апостольский, а не благовествовать по-апостольски» (Там же).
Господь даровал тебе апостольскую власть вязать и решить (Мф. 18:18), но ты не стремись нарочито показывать ее пасомым и клиру — будь среди них «как служащий» (Лк. 22:27). Помни о том, что для народа Божьего ты в первую очередь внимательный и заботливый отец, готовый «издерживать своё и истощать себя» (2 Кор. 12:15) за души, врученные твоему попечению. Церковь созидается на взаимной любви пастыря и его духовных чад, и без сыновнего доверия людей труд епископа не будет иметь плодов.
Среди многочисленных архипастырских попечений, связанных с устроением епархиальной жизни в определенном тебе церковном уделе, с развитием социального служения, просветительской деятельности и молодёжной работы, миссионерства всегда памятуй о том, что в центре епископского служения особое делание — принесение Бескровной Жертвы Благодарения. Призывай свою паству чаще собираться для участия в Святой Трапезе и славословии Бога, являя единомыслие веры и христианское братолюбие.
Изволением Великого Архиерея Христа ты будешь нести апостольское служение в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии — в регионе, лично близком моему сердцу. Продолжая труды Преосвященного владыки Георгия, сохраняй с ним «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), не стесняясь прибегать по необходимости к его советам.
Все это я сказал тебе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего делания, но чтобы в словах сих, сказанных мною в особый для тебя день от личного моего архипастырского опыта, но наипаче — от многовекового опыта жизни всей Церкви, ты нашел духовную опору и утешение.
Итак, прими в руки жезл сей — зримый символ твоей епископской власти. Впереди тебя ожидает непростой и тернистый путь. Но ты, уповая на милость и помощь Божию, твердо ступай по этой стезе, дабы на закате дней с чистой совестью и мирным сердцем сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси