В начале декабря Предстоятель Армянской Апостольской Церкви Гарегин II посетил Москву, где встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Накануне этого визита он принял корреспондента «Новых Известий» Дарью Окуневу в своей резиденции в Эчмиадзине и рассказал об отношениях, которые связывают Армянскую Апостольскую Церковь с Русской Православной Церковью, об особенностях и трудностях своего служения, а также о том, что он думает о религиозном образовании в светских школах.
— Ваше Святейшество, в России много спорят о том, какими должны быть взаимоотношения Церкви и государства, имеет ли Церковь право вмешиваться в политическую жизнь. Как решается этот вопрос в Армении?
— Армянская Апостольская Церковь стоит вне большой политики. Но если возникают какие-то спорные вопросы нравственного характера, мы, конечно, можем высказать свою точку зрения. Нас часто приглашают на обсуждение сложных общественных проблем и партийные лидеры. А уж соглашаться с нашей точкой зрения или нет — на то их воля.
Что же касается государства, то Церковь отделена от него. Но это не означает, что руководство страны не оказывает нам поддержку. В прошлом году Национальное собрание приняло закон об отношениях с Армянской Апостольской Церковью. Подробности этого документа приводить здесь, пожалуй, неуместно. Отметим только два пункта. Во-первых, в бюджет страны закладываются определенные суммы на поддержку культурных и образовательных программ Церкви. Во-вторых, в школьную программу вводится предмет по истории Армянской Церкви, и нам дается возможность отбирать преподавателей по этому предмету.
— Вы, наверное, знаете, что Московская Патриархия тоже настаивает на введении аналогичного предмета «Основы православной культуры» в обязательную школьную программу. Однако это вызывает протесты общественности.
— У нас этот предмет довольно широкий: там есть материал по истории и основам христианской культуры, элементы Закона Божия, но есть и информация о других религиях. Кроме того, у нас без знания истории Церкви обойтись сложно. Это особенность нашей культуры, нашей страны. Дело в том, что более тысячи лет (а всего христианство в Армении существует 17 веков) наша Церковь вынуждена была не только заниматься духовным окормлением народа, но и выполнять роль светской власти. И не преподавать историю Армянской Церкви — значит, оставить за бортом столь долгую историю народа. Нужно понимать, что и сегодня национальная идентичность армян тесно сплетена с идентичностью религиозной. Еще в V веке говорили: «Христианство для армян подобно цвету кожи, который нельзя сменить или совсем от него избавиться». И сейчас, когда в доме рождается ребенок, его несут крестить в церковь, чтобы он стал армянином.
— Наверное, у каждой Церкви, как у каждого человека, есть свой характер. Не могли бы назвать наиболее характерные черты Армянской Церкви?
— Прежде всего, о чем мы уже говорили, наша Церковь является национальной. Еще бы я отметил, что мир, то есть церковный народ, играет большую роль в нашей общественно-епархиальной жизни. В нашей административной структуре на одного священника приходятся трое мирян. Они имеют право принимать участие в избрании Патриарха, высказываться по важным вопросам церковной жизни. В духовном плане можно говорить о толерантности нашей Церкви. У нас дружественные отношения практически со всеми Церквями. Мы боремся за сохранение наших догматов, нашей веры, но питаем глубокое уважение к вере других.
— Именно на этом принципе строятся ваши отношения с РПЦ?
— Наши отношения теплы. Замечу, что на территории России еще во времена Петра I была создана епархия Армянской Церкви. Сегодня у нас в епархии три викариата, три центра — в Москве, Ставрополе и Ростове-на-Дону. Мы находимся в постоянной связи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, с которым встречаемся приблизительно каждые три месяца, и на разных межцерковных уровнях сотрудничаем с РПЦ. С подачи Алексия II происходят встречи между духовными лидерами стран СНГ. Для нас это очень важно. Обоюдными усилиями мы способствуем сотрудничеству между государствами и разрешению конфликтов.
— У Армении непростые отношения с ближайшими соседями — Турцией и Азербайджаном. А есть ли у Армянской Церкви связи с духовными лидерами этих стран?
— Мы неоднократно проводили встречи, главную цель которых понимали как попытку достичь духовного примирения между нашими народами, создать позитивную атмосферу для обсуждения государственными мужами их проблем и конфликтов. Нас очень печалит, что Армения не имеет добрососедских отношений с Азербайджаном и Турцией. И мы очень надеемся, что удастся наладить сотрудничество, которое принесет мирные плоды.
— Не так давно правительство Армении приняло решение восстановить Голубую мечеть в центре Еревана. Как вы восприняли эту новость?
— Это древнее здание — тоже часть нашей истории, часть нашего народа. А значит, его нужно беречь и сохранять, несмотря ни на что. Такова наша позиция. Жаль только, что не все ее разделяют. Так, несколько лет назад в Нахичевани (автономная республика в составе Азербайджана — «НИ») были уничтожены уникальные памятники христианской культуры — древние каменные кресты-хачкары IX века. Всего погибло десять тысяч хачкаров. Два года назад армянское кладбище в Старой Джульфе было превращено в азербайджанский военный полигон. Тогда чудом уцелели всего несколько хачкаров, которые сейчас находятся в Армении.
— Давайте поговорим о реликвии, которую все же удалось спасти. В Эчмиадзине хранится легендарное копье, которым легионер Гай Кассий пронзил грудь распятого Христа. Однако еще как минимум три города — Вена, Рим и Краков — заявляют о том, что истинное копье хранится именно у них. Планируете ли вы провести экспертизу, чтобы доказать подлинность копья, хранящегося в Армении?
— Некоторое время назад был показан исследовательский фильм по одному из международных каналов, где была сделана попытка установить истину, понять, какое из четырех копий подлинное. Именно эта передача и создала атмосферу сомнений. Для нас приведенные в фильме аргументы против подлинности копья не являются весомыми. Мы не имеем официальных документов, доказывающих древность этой реликвии, но целый ряд косвенных признаков говорит в нашу пользу. В любом случае никаких экспертиз проводить мы не собираемся. Для ученых это, возможно, и важно, но не для верующих.Мы верим, что это копье соприкоснулось с чудом, им был пронзен Христос. И этого достаточно. Хотелось бы отметить, что «копье судьбы», как мы его называем, — не музейный экспонат. Оно используется в церковных ритуалах: именно этой реликвией мы освящаем святое миро, которым мажем нашим чадам лоб и грудь при крещении. Насколько нам известно, другие копья не имеют практического применения.
— Вы в Эчмиадзине более 40 лет, пришли туда учиться в семинарии 14-летним мальчиком. Какой был для вашей Церкви самый трудный период за это время?
— Конечно, самый трудный период пришелся на годы советской власти. Тогда ни одна Церковь, и наша в том числе, не могла жить полной жизнью. Священнослужители подвергались гонениям. Многие представители армянского духовенства оказались репрессированы, а Верховный Патриарх-Католикос Хорен I был убит в 1938 году. Были закрыты сотни храмов, в том числе в Москве. Мы отправляли наших священнослужителей за границу на подготовку, но вернулись оттуда очень немногие.
Впрочем, и первые годы независимости тоже нельзя назвать простыми. Необходимо было восстанавливать церковную жизнь и статус, который в СССР Армянская Церковь фактически утратила.
— Как дела обстоят сейчас?
— В советские времена у нас было всего 30 действующих храмов и 40 священнослужителей. В годы независимости перед нами встал вопрос воссоздания системы подготовки духовенства. Сегодня у нас в семинарии учатся 250 человек. За восемь лет моего патриаршества мы подготовили более 180 священников и дьяконов, которые несут служение как в Армении, так и за ее пределами. Образовательная программа в нашей семинарии охватывает шесть лет, после чего выпускники отправляются на один-два года в высшие духовные образовательные учреждения — академии. Мы считаем, что только после восьмилетней подготовки священник готов к служению. Это наши успехи. Однако и нужды у нас тоже очень большие. Во многих общинах нет храмов. А те, что были построены в досоветскую эпоху, полуразрушены. Чтобы их восстановить, необходимы огромные средства, которых нам не хватает. Впрочем, слава Богу, кое-каких результатов нам удалось достигнуть. Так, например, в Москве полным ходом идет строительство двух армянских церквей — большой и малой. На 2009 год намечено их открытие. В различных городах, где проживают армянские общины, тоже строятся храмы. И к уже существующим — их около 30 — прибавятся еще 12.
— Ваше Святейшество, насколько я знаю, вы учились не только в Эчмиадзине, но также в Вене, Бонне и в Троице-Сергиевой лавре. Что вам вспоминается об этих днях?
— Я вспоминаю об учебе в России с любовью. И это чувство сопровождает меня по сей день. Отрадно, что и сейчас двери Московской духовной академии открыты перед армянскими студентами. Двадцать наших священнослужителей учатся сейчас там. Это позволяет нам лучше знать и понимать духовную жизнь в России.
СПРАВКА
Католикос всех армян Гарегин II (в миру Ктрич Нерсесян) родился 21 августа 1951 года в селе Воскехат Эчмиадзинского района Армении.
В 1965 году поступил в богословскую семинарию Эчмиадзина, которую окончил в 1971 году. Преподавал в той же семинарии.
В 1972 году поступил на богословский факультет Венского университета. С 1975 года служил в чине духовного пастыря в Германии и продолжал богословское образование в Боннском университете.
В 1979 году вернулся в Эчмиадзин, и в том же году направлен в аспирантуру при Московской духовной академии в Загорске (ныне Сергиев Посад).
С 1980 года архиепископ Гарегин Нерсесян был главным викарием Католикоса всех армян. В 1995 году был реальным кандидатом на святой престол, однако на третьем этапе выборов снял свою кандидатуру в пользу Гарегина I.
27 октября 1999 года после смерти Католикоса Гарегина I Национальный Церковный Собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян.
Командор французского ордена Почетного легиона (2001). Награжден украинским орденом князя Ярослава Мудрого (2001), орденом святого Андрея Первозванного Русской Православной Церкви (2004), российским орденом Дружбы (2006).
Патриархия.ru