Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Петербурге проходит выставка церковного шитья

В Петербурге проходит выставка церковного шитья
Версия для печати
17 декабря 2007 г. 18:09

12 декабря в музее-памятнике «Нарвские Триумфальные ворота» открылась выставка «Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков», которая продлится до 27 января.

На выставке представлены работы мастериц-золотошвей эстонского Пюхтинского Свято-Успенского женского монастыря, производственного объединения «Церковные ткани» и всемирно известной Торжокской школы художественной вышивки.
 
Инициатива проведения выставки принадлежит Центру петербургских искусств «АВИТ».

«Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков» ― межмузейный выставочный проект. Помимо коллекции Центра петербургских искусств, здесь можно увидеть экспонаты из Государственного музея истории религии, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербургской городской театральной библиотеки.

Самым древним экспонатом выставки является старообрядческая пелена, датируемая XVIII веком. Остальные предметы коллекции ― хоругви, иерейские облачения, митры, плащаницы, вышитые золотом покровцы, а также нарядная одежда для мирян были выполнены не ранее XIX века. «У нас представлены и совсем современные работы, ― рассказал куратор выставки, директор Центра петербургских искусств «АВИТ»  Александр Бухарев. ― Для нас, в данном случае, историческая ценность изделий второстепенна. Главное, что художественная ценность работ не подлежит сомнению».

Впрочем, XIX век ― самый рассвет этого уникального художественного промысла. Хоть и уходит вышивальное искусство своими корнями в русское средневековье, свое наибольшее развитие оно получило на рубеже XVIII-XIX веков в городе Торжок Тверской губернии. По словам куратора выставки, золотое шитье дважды находилось на грани исчезновения. Первый раз ― в конце XIX века, в связи с приходом быстротечной моды на машинную вышивку. Тогда искусство ручного вышивания поддержала группа купцов-почитателей. Как ни странно, но даже в советское время торжокские мастерицы были востребованы. Они вышивали знаки отличия для Красной Армии.
 
Второй кризис пришелся на конец XX века, когда перед мастерскими остро встали финансовые проблемы.

«Вода живая»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами