30 ноября 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Россия-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о Святой земле, о русском присутствии в Святой земле, о паломничестве в Святую землю и о деятельности Императорского православного палестинского общества. У меня в гостях председатель ИППО, в прошлом председатель Правительства Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин. Здравствуйте, Сергей Вадимович!
С. Степашин: Здравствуйте, владыка! Спасибо за приглашение на Вашу передачу. Я как телезритель с удовольствием ее смотрю по выходным дням. Спасибо за то, что я приглашен именно в качестве председателя ИППО, а не госчиновника.
Сначала скажу несколько слов о нашем Обществе, о том, какие задачи оно решало в прошлом и что мы делаем сейчас. У ИППО большая история. 28 мая по старому стилю, по новому — 3 июня, ему исполнился 131 год. Оно было образовано в 1882 году именным указом императора Александра III, который лично утвердил устав Общества. Первым руководителем Общества был великий князь Сергей Александрович, музей которого мы с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным открыли на днях в нашем особняке на улице Забелина. Кстати, Сергей Александрович не только возглавлял Палестинское общество, он был и генерал-губернатором Москвы.
В уставе Общества, автором которого был замечательный писатель, работник Министерства народного просвещения Николай Васильевич Хитрово, было прописано три главных задачи. Первая — это изучение Святой земли, чтобы, цитирую, «россияне, русские граждане, живущие в России, знали, что такое Святая земля и Палестина». Вторая — это оказание помощи паломничеству на Святую землю (для примера скажу, что к концу 1913 года Святую землю ежегодно посещало более 100 тысяч наших паломников). Третья, очень гуманная и благородная миссия — это открытие школ (их было открыто почти 100), подворий (их было 8), госпиталей, больниц, в которых оказывали помощь тем, кто жил на Святой земле. Кстати, в те времена понятие «Палестина» включало в себя не только нынешнюю Палестину, но и Сирию, и Ливан, и нынешний Израиль.
ИППО было единственной общественной организацией в нашей стране, которая не прекратила свое существование после 1917 года, хотя из ее названия было убрано два слова — «императорское» и «православное». В советский период оно решало чисто научные задачи. В 1992 году Президиум Верховного Совета РСФСР, членом которого я тогда являлся, вернул ему историческое название, а также историческую миссию. Сейчас это международная общественная организация, которая, в принципе, решает те же задачи, которые были поставлены перед ней 130 лет назад. Но сегодня решение этих задач весьма затруднено, поскольку в 1960-е годы мы, к сожалению, потеряли практически все наши участки на Святой земле.
Митрополит Иларион: Вы коснулись истории. Действительно, у Императорского православного палестинского общества славная, интересная и богатая история, которая связана с именами великих князей Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны — нашей почитаемой святой, преподобномученицы.
Но я хотел бы поговорить о современной, очень обширной деятельности Общества. Вы справедливо сказали, что понятие «Палестина» в контексте Общества воспринимается шире, чем то, что сейчас называется Палестинской автономией, то есть речь идет и о Палестине, и об Израиле, и о Ливане, и о Сирии, и, конечно, о нашем присутствии в этих местах. Не так давно я вернулся из Ливана. Вы, конечно, знаете, что это страна, где присутствует значительное число христиан. Сейчас их около 30 %, а не так давно их было около 50 %. Их присутствие закреплено в конституции: президентом страны может быть только христианин, половина членов парламента, половина членов правительства — это христиане разных конфессий. Но и ливанские христиане сегодня не чувствуют себя в безопасности, потому что в соседней Сирии идет война. Более двух миллионов человек вынуждены были бежать из Сирии, многие из них — в Ливан.
Конечно, в этой ситуации роль и значение возглавляемого Вами Общества чрезвычайно возрастает, потому что Вы напрямую занимаетесь гуманитарной деятельностью. Если я не ошибаюсь, вы направили уже восемь самолетов с гуманитарной помощью, которая распределяется не только среди христиан, но и среди мусульман Сирии. А это значит, что Императорское православное палестинское общество не просто какое-то научное сообщество (хотя оно регулярно проводит научные конференции), это не общество, преследующее какие-то политические цели — это, прежде всего, организация, которая помогает людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Я правильно понимаю?
С. Степашин: Совершенно верно. Сбор гуманитарной помощи для Сирии был организован по нашей инициативе. Почти на два миллиона долларов было собрано помощи — это лекарства, это кровь, это деньги, это питание. Эту помощь мы раздавали не через государственные институты Сирии, а через мусульманскую и православную общины. Нас поддержали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Владимир Владимирович Путин. Большую помощь оказали МИД и МЧС. И сегодня, если кто-то побывает в Сирии и спросит, какую общественную организацию России хорошо знают в этой стране, он сразу услышит, что это ИППО.
Эту гуманитарную миссию мы продолжаем и сейчас — готовится еще несколько грузов. 3 февраля следующего года мы планируем большую международную конференцию с привлечением представителей ЮНЕСКО и ООН. У нас создан общественный фонд во главе с моим заместителем Еленой Агаповой, который будет системно заниматься не только гуманитарной помощью, но и гуманитарной защитой. Вы знаете, что в Сирии уничтожено уже более 60 храмов. Это огромная гуманитарная катастрофа, о которой мало кто сегодня говорит — особенно на Западе. Я признателен члену ИППО Наталии Нарочницкой, которая сегодня активно отстаивает эту позицию по линии ООН. И мы будем продолжать эту работу. Наверное, Вы обратили внимание, что недавно, беседуя с Башаром Асадом, наш президент Владимир Путин поднимал тему защиты христиан и тему гуманитарной помощи.
Митрополит Иларион: Для нашей Церкви в отношении Ближнего Востока сейчас это тема номер один, потому что то, что происходит там с христианами, можно назвать спланированной политикой геноцида. Причем это перекидывается, как эпидемия, из одной страны в другую. Мы помним, что происходило в Ираке в последние годы: при режиме Саддама Хусейна там проживало около 1,5 миллионов христиан, а за последние 10 лет их число сократилось примерно в 10 раз. По разным подсчетам сегодня в Ираке осталось от 150 до 250 тысяч христиан — причем большинство их живут на севере страны. Мы являемся свидетелями массового исхода последователей Христа из Ирака. То же самое происходило в Ливии, где практически не осталось христиан. Очень большие трудности для христиан возникли в Египте, когда к власти пришли «Братья-мусульмане», и до сих пор ситуация в этой стране не нормализовалась.
С. Степашин: В том числе на Синае.
Митрополит Иларион: Синайский монастырь святой Екатерины, расположенный в пустыне, сейчас оказался в изоляции. На протяжении многих лет он жил за счет паломников и туристов. Но сегодня туристы туда не ездят. Кстати, остались без средств к существованию и бедуины, которые обслуживали туристов. Все это, конечно, ставит под угрозу и Синайскую обитель, и многие другие христианские святыни Ближнего Востока.
С. Степашин: По линии ИППО я прямо сейчас принимаю решение: мы обязательно поможем.
Митрополит Иларион: Это было бы очень своевременно и полезно. Ведь Синайский монастырь — помимо того, что это одна из древнейших монашеских обителей — является хранилищем огромных ценностей. Там находятся иконы VI века, древние рукописи.
С. Степашин: Я хотел бы коснуться недавней встречи нашего президента с Папой Римским. Позиция Русской Православной Церкви и Католической Церкви в защиту христиан могла бы стать тем объединяющим началом, которое сегодня так важно.
Митрополит Иларион: Хотелось бы поговорить и о той огромной работе, которую ведет Императорское православное палестинское общество по возвращению тех русских участков, русской недвижимости, которая была потеряна в 60-е годы. Могли бы Вы сказать несколько слов об этом?
С. Степашин: Что касается этих земель, то случилась самая настоящая беда. За неделю до своей отставки Никита Сергеевич Хрущёв – человек, который, как я считаю, нанес огромный ущерб нашей стране — одним росчерком пера за три миллиона рублей, причем не в денежном эквиваленте, а в виде поставок апельсинов и трикотажа, отдал все, что принадлежало нашей стране на Святой земле. Все подчистую. И Сергиевское, и Елизаветинское, и Николаевское подворья, огромные участки, больницы. Все это было потеряно.
Спустя много лет, с середины 90-х годов, мы вернулись к этой теме. Я очень признателен Владимиру Путину за его инициативу. Я лично возил четыре письма разным премьер-министрам Израиля по поводу Сергиевского подворья. И решение было принято. Это был поистине уникальный случай, когда Израиль бесплатно возвратил нам наши земли. Это красивейшее место в самом центре Иерусалима, в ста метрах от Гроба Господня. К 2015 году подворье будет отреставрировано, и там будем место и для паломников, и для туристов, и для деятельности ИППО.
Сейчас ведется работа по возвращению Александровского подворья. Есть серьезные подвижки. Подворье, к счастью, не разрушено, но оно находится в восточной части Иерусалима, а значит, этим вопросом может заниматься только ИППО, а не государство. Махмуд Аббас вернул нам все участки, которые были на территории Палестинской автономии. Мы сегодня уже построили первый культурный центр в Вифлееме, там есть отделение ИППО. Хочу отметить, что на строительство этого центра не пошло ни единой копейки из государственного бюджета. Открывал его Владимир Путин. Это совсем рядом с тем местом, где родился Иисус Христос. Там же я заложил фундамент первой русской православной школы. Напомню, что до 1913 года их было 100.
Сейчас Владимир Владимирович Путин по своей инициативе строит спортивный и общественный центр для жителей Вифлеема. Показательно, что одну из улиц Вифлеема недавно назвали в честь нашего президента. В другом городе Святой земли, Иерихоне, есть поистине потрясающая культурная, историко-археологическая и парковая зона. ИППО осуществляет очень большую работу в этой зоне — удалось дать вторую жизнь дереву Закхея. Эта смоковница — единственный живой свидетель земной жизни Иисуса Христа.
Обращаясь к телезрителем, я хочу дать один совет. Обычно, приезжая в Иерусалим, мы идем к Гробу Господню и считаем, что посетили все святые места. Но это отнюдь не так. Начните с Вифлеема. Походите по Иерихону, Иерусалиму. Обязательно посетите те святые места, которые принадлежат нашей стране, — например, Гору искушения, где сорок дней постился и молился Иисус Христос. Если даже вы не глубоко верующий человек, прикосновение к святыне даст вам очень много.
Деятельность по возвращению земель будет продолжена. Я уверен, что еще при нашей жизни, владыка, мы сможем сказать: российские участки на Святой земле возвращены нашему государству.
Митрополит Иларион: В этом вопросе мы очень рассчитываем на Вас и на Императорское православное палестинское общество, потому что восстановление исторической справедливости, собирание камней, которые были разбросаны предыдущими поколениями — очень важное и благородное дело.
Я бы хотел для наших телезрителей сказать, что Святая земля — совершенно особое место. И не случайно русские люди, начиная с известного игумена Даниила и вплоть до самого последнего времени, стремились в Святую землю. Хотя бы один раз посетить эти места. Святейший Патриарх, когда посещал Вифлеем, обращаясь через средства массовой информации к нашим телезрителям, сказал, что каждый православный человек по возможности хотя бы раз в жизни должен посетить эти места. Почему? Потому что там мы совершенно по-особому чувствуем реальность евангельской истории. Когда нам говорят: вот на этой горе происходили те или иные евангельские события, это заставляет нас совершенно по-особому воспринимать эти события. Мы ощущаем их реальность. Святая земля буквально наполнена местами, связанными с жизнью Христа, с жизнью Богородицы, апостолов, со становлением раннехристианской Церкви. Поэтому каждая из святынь Палестины, которая когда-либо оказывалась в руках Русской Православной Церкви или российского государства, всегда была окружена особой заботой. И в этом смысле возвращение исторической собственности — очень важная задача.
С. Степашин: В царской России Церковь не была отделена от государства и решала эти задачи совместно с государством. Сегодня у нас Церковь отделена от государства, но она не отделена от Императорского православного палестинского общества. Мы работаем вместе. Вы знаете, что Патриарх Московский и всея Руси является почетным членом ИППО. Архиепископ Егорьевский Марк является моим заместителем. И я очень рассчитываю на содействие и помощь нашей Церкви. Хочу особо поблагодарить Святейшего Патриарха, лично Вас, владыка, и всех моих соработников. Вместе мы много сделаем, поверьте мне.
Митрополит Иларион: Вы упомянули дерево Закхея. Напомню нашим телезрителям, что этому дереву уже 2 000 лет, именно на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса Христа. И Христос, когда увидел его, сказал: «Слезай с дерева. Я сегодня приду к тебе домой» (см. Лк. 19:5). И Закхей был настолько счастлив, настолько переполнен этим присутствием Божиим, что когда Иисус пришел к нему домой, он сказал: «Я отдам половину имения своего нищим» (см. Лк. 19:8). Встреча человека с Богом на Святой земле происходила в самых разных местах, в самых разных обстоятельствах. Эти места сохранены или возрождены. И поэтому паломнические маршруты, которые сегодня разрабатываются, направлены именно на то, чтобы мы могли приехать и все увидеть своими глазами. Как один из апостолов спросил другого: «А может ли быть что-то доброе из Назарета?», тот ответил: «Приди и посмотри» (см. Ин. 1:46). И сегодня мы имеем возможность прийти и посмотреть, и даже прикоснуться руками.
С. Степашин: Вернемся к дереву Закхея. Когда мы включились в эту работу, мы пригласили ученых из Академии наук, Академии сельскохозяйственных наук, и они обследовали это дерево. Большинство из них там были в первый раз. Он поразились, что дереву 2 100 лет. Но несмотря на такой возраст, оно живо, оно цветет. Уникальный случай в истории мироздания! Серьезные исследования доказали, что это то самое дерево, описанное в Евангелии. Я призываю сходить туда, постоять возле этой смоковницы. Поверьте мне, вы испытаете глубочайшие чувства.
Митрополит Иларион: Хочу упомянуть еще одно знаменательное место Святой земли. Это место, где Христос произнес слова, которые всем известны, но смысл которых многим не до конца понятен: «Не хлебом единым будет жив человек» (Мф. 4:4). Сейчас в этом месте тоже имеется наше присутствие.
Спасибо Вам, Сергей Вадимович, за то, что Вы были гостем нашей передачи! Спасибо за всю ту огромную работу, которую Вы делаете!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru