Русская Православная Церковь направила в Минобрнауки РФ предложение о включении предмета «Православная культура» в обязательную школьную программу. Об этом сегодня сообщил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, выступая на конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
По его словам, предложение оформлено в виде концепции включения в новое поколение госстандартов учебного предмета «Православная культура».
Как пояснил владыка Климент, указанный курс должен стать частью нового учебного плана «Духовно-нравственная культура».
«Речь идет не об общей программе, где соединялись бы религиозные и культурные традиции различных религий, а о том, чтобы последователи каждой религии в соответствии со своей верой и убеждениями могли приобщать детей к своей культуре», — подчеркнул он.
Иными словами, Русская Церковь выступает против преподавания в школе основ разных религий в рамках одного предмета.
«Следствием такой мировоззренческой всеядности может быть воспитание индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного примитивизма относительно всех норм морали», — пояснил эту позицию митрополит Климент. Кроме того, полагает он, «изучение разных религий может разделять детей, а значит вносить разделение в российское общество». И напротив, уточнил он, «если 1 или 2 часа в неделю ученик из православной семьи будет изучать православную культуру, а его товарищ будет ходить на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться и дружить — они также вместе будут играть в футбол, ходить в походы, жить общим кругом детских интересов».
Сегодня, пояснил журналистам глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, обсуждается только предложение РПЦ, но министерство готово провести соответствующие дискуссии с представителями других конфессий, «если они выразят такое желание».
«То, о чем сегодня говорится, ни в коем случае не противопоставляет взаимодействие светского образования с РПЦ аналогичному взаимодействию с другими религиями», — заверил он.
Более того, добавил Фурсенко, «это создает определенные рамки, в которых такое взаимодействие должно быть расширено».
Он также выразил надежду, что «сегодняшнее обсуждение стимулирует другие конфессии более активно сотрудничать с министерством и Российской академией образования по отработке соответствующих курсов и предметов».
Фурсенко подчеркнул, что министерство и РПЦ готовы способствовать преподаванию на добровольной основе в школах истории и культуры различных религий. По его словам, если окажется, что в каких-то школах этот подход отвергается, то это «связано с недоработками, с тем, что эти предметы не были должным образом подготовлены, либо недостаточно активно была доказана их необходимость».
«В отличие от подхода, когда сначала что-то где-то в тиши кабинетов готовится, а потом спускается вниз, независимо с какого уровня, — мы сегодня начинаем загодя, у нас есть еще время обсуждать вместе и готовить преподавание нового важного для России предмета», — сказал министр.
Глава Минобрнауки также сообщил, что он не согласен с негативной оценкой пособия «История мировых религий». «Я считаю, что это интересное пособие, которое может сыграть и сыграет свою положительную роль, потому что очень важно, чтобы появлялись труды и пособия, позволяющие знать и понимать, каким образом, исторически возникали, существовали и развивались те или иные религии, — сказал он. — Я точно также думаю, что эта книга не может быть исчерпывающей».
ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru