Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в Сретенском ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в Сретенском ставропигиальном монастыре
Версия для печати
28 декабря 2013 г. 20:48

28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый отец Тихон, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

Мы сегодня празднуем память святителя Илариона, архиепископа Верейского, человека, который особым образом вошел в историю нашей Церкви. Замечательно, что на сегодняшний день выпадает рядовое чтение Послания к Галатам, в котором апостол говорит удивительные слова. Мы все знаем их почти наизусть — по крайней мере, многие могут пересказать эти слова, — но редко задумываемся об их глубине. Слова же такие: «Если вы живете по духу, то по духу и поступать должны» (см. Гал. 5:25). Не только миряне — очень часто и священнослужители, даже готовясь к проповеди, это предложение пропускают, их разум не задевает то, что говорит апостол. На самом деле это вовсе не общая фраза — апостол говорит о чем-то очень существенном и принципиально важном для всех людей.

Что значит жить по духу? По какому духу? Конечно, обращаясь к христианской общине, он имел в виду дух Христов, дух Евангелия. Если вы живете по этому духу, если вы называете себя христианами, то вы и поступать должны по духу. И затем апостол говорит о том, что означает поступать по духу, и перечисляет добродетели, которые связаны с жизнью в соответствии с христианским духом.

Но есть в этих словах еще одна сокрытая мысль. Когда апостол говорит, что мы по духу живем, то он открывает перед нами тайну Божественного творения. Мы все живем силой Святого Духа. Это Он носился над водами в дни творения, через Него и Его силой производилось творение, Он сопутствовал всей истории человеческого рода. Мы все — дети Духа. Мы созданы силой Святого Духа, потому что этой Божественной энергией, этой Божественной силой создан космос, земля наша, род человеческий. А если мы созданы силой Духа Святого, то по Духу и поступать должны.

Вот это уже, наверное, многим понятнее. Когда люди сознают свою ответственность и перед самим учреждением, в котором они работают, но самое главное, перед его хозяином, который взял их на работу, они непременно будут слушать своего начальника, как бы он ни назывался, будут исполнять его предписания. И ведь нет ничего удивительного: если кто нарушает предписания, нарушает волю руководителя, то он изгоняется из корпорации. У всех нас один Хозяин, один Владыка, один Творец — Господь и Бог наш, силой Святого Духа создавший мир и каждого из нас. И апостол открывает нам величайшую Божественную тайну: все мы живем духом, потому что все мы — от Духа; и по духу и поступать должны, соблюдать этику человеческого общежития, этой огромной человеческой «корпорации», которая уходит прошлым в глубину веков, и неизвестно, сколько еще роду человеческому жить. Поэтому единственно правильным законом жизни является жизнь по духу, и другой закон не может господствовать над этим законом.

Совсем недавно я имел возможность беседовать с людьми, которым объяснял позицию Церкви по суррогатному материнству. Мои добрые собеседницы спрашивали меня: если человек не может иметь ребенка, почему бы ему не воспользоваться услугами суррогатной матери? И я сказал, отвечая на это, так: нельзя идти против Божественного закона. В каждом поколении могут возникать свои аргументы, основываясь на которых, люди отвергают тот или иной Божественный закон. Это противление Божией воле присутствует в течение всей человеческой истории и так ярко отражено в Ветхом Завете на примере истории богоизбранного народа. Священная история учит нас: когда мы отвергаем Божественный закон, когда мы отвергаем Богом установленный порядок жизни, мы, идя против Бога, становимся несчастными. Все страдания иудейского народа в то древнее время были прямо связаны с отказом от Божественной воли, от Божественного закона. Золотыми буквами вписаны в Библии эти эпизоды противления Божественному миропорядку и последовавшего за тем наказания Божия, которое являлось не столько выражением некой Божественной силы, сколько Божественной правды, потому что Божественный закон является абсолютным, в нем полнота мудрости и милости. Вот почему апостол и говорит: если вы по духу живете, по духу и поступать должны — в соответствии с Божиим законом, который передается нам со времен Моисея и со времен Господа нашего Иисуса Христа, который запечатлен письменно и отображен в наших сердцах голосом нашей совести.

А поступки в соответствии с этим законом часто бывают непонятны людям, как наверняка был непонятен удивительный поступок блестящего богослова, замечательного церковного писателя архимандрита Илариона (Троицкого), почитавшегося великим интеллектуалом и собеседником самых просвещенных людей. И вот свершилась революция, наступила эпоха крушения страны, гражданской войны. Казни, уничтожение противников, бесчинства, разрушение храмов, моря крови, — я уж не говорю о статьях в прессе, о глумлении над Церковью, об оголтелой пропаганде против Бога и против Церкви Русской. В это самое время архимандрит Иларион смиренно склоняет свою главу пред Патриархом Тихоном и получает епископское рукоположение, что в то время практически означало подписание себе смертного приговора, особенно для людей ярких, убедительных, влиятельных, способных отвечать на нападки, которые обрушивались на Церковь. Именно таким человеком и был святитель Иларион, стоявший рядом с Патриархом Тихоном, поддерживавший его руки, в смирении, в простоте сердца помогавший Патриарху нести крест его служения и принимавший на себя удары, обращенные в сторону Патриарха.

Мы знаем, что святитель Иларион не избежал трагической участи — был безвинно заточен в тюрьмы и лагеря, прошел через страшные Соловки и другие места заключений. И ведь никто не поднимал голоса в его защиту — наоборот, все, что влияло на сознание, было направлено на очернение таких людей, как святитель Иларион, чтобы они не только погибли физически, но и чтобы память о них была разрушена, чтобы имена их были навсегда смешаны с грязью. И, наверное, никто из тех, кто поднимал руку на святителя Илариона, представить себе не мог, что наступят времена, когда здесь, в этой обители, так тесно с ним связанной, мы будем произносить эти слова и в день его памяти призывать в помощь всем нам его святое имя.

Святитель Иларион жил по духу — не по человеческой конъюнктуре, не по так называемому здравому смыслу. Какой здравый смысл мог продиктовать человеку такой образ поведения? Надо было держаться подальше от Патриарха Тихона, быть потише, меньше говорить, искать добрых отношений с тогдашней властью, как это делали обновленцы. Много чего можно было делать — но то была бы жизнь не по духу и не по Божией правде.

Пример священномученика Илариона, цельбоносными своими мощами пребывающего ныне здесь, в этой обители и в этом храме, помогает нам понять тайну слов апостола: если вы по духу живете, то по духу и поступать должны. Пусть пример святителя Илариона поможет всем нам, в первую очередь служителям Церкви. Дай Бог, чтобы его замечательный мученический образ отображался в сердцах наших архиереев, священников, а также и нашего благочестивого народа. Пусть, взирая на этот образ, мы могли бы вновь и вновь убедиться в силе Божией правды, в силе того, что так замечательно отражено на страницах Библии. Когда человек пребывает с Богом, он становится непобедимым, на его стороне правда — вне зависимости от того, как он заканчивает дни своей земной жизни. С ним правда, потому что, будучи оклеветан в этой жизни, он становится святым пред Богом, а значит, и в человеческой истории. Пусть молитвами святителя Илариона Господь укрепляет нас и помогает нам, людям ХХI века, жить и поступать по духу Божиему. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи