Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с преподавателями и студентами Сретенской духовной семинарии

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с преподавателями и студентами Сретенской духовной семинарии
Версия для печати
28 декабря 2013 г. 23:36

28 декабря 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение нового здания Сретенской духовной семинарии в Москве. Затем в актовом зале семинарии состоялась встреча Его Святейшества с преподавателями и студентами.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Евгений! Владыка Феофилакт! Досточтимый отец Тихон! Дорогие преподаватели, отцы, братья и сестры!

Я очень рад всему, что я здесь увидел. Конечно, большая забота отца Тихона, его энергия, его организаторские способности привели к тому, что мы имеем образцовую семинарию в самом центре Москвы. Я уже сказал отцу Тихону, что знакомство наших светских педагогов, ученых и особенно студентов с системой образования Русской Православной Церкви должно обязательно включать посещение этой семинарии, поскольку даже этот современный интерьер помогает понять, что здесь занимаются делом. Действительно, если бытовая субкультура сильно отличается от субкультуры современного человека, то один этот факт создает средостение, через который нужно пробиться. Приходится употребить значительные усилия, чтобы, минуя внешнюю форму, которая отчуждает от объекта, проникнуть внутрь, понять, что происходит. Но для этого делания у людей не всегда хватает времени, а иногда и желания, — проще отмахнуться: «Хорошие ребята, но чем они там занимаются, мы не знаем. Какие-то странные все — начиная от внешнего вида, от прически, от одежды и кончая тем, как они живут, какой у них быт».

Вот мы не должны мешать современному человеку прийти ко Христу — ни через нашу внешность, ни через наши одежды, ни через среду нашего обитания. Другой разговор, что эта среда не должна быть столь роскошной, чтобы отталкивать людей, так чтобы кто-то сказал: вот дворец построили, живут так, как никто не живет. Это другая крайность. Но, думаю, очень важно создавать среду обитания, удобную для студентов (или для монашествующих, если речь идет о монастыре) и одновременно открытую для современного человека, среду, которая не создает средостения.

Хотел бы сказать сегодня еще несколько слов, обращаясь в первую очередь к студентам, а также к преподавателям. Наша способность влиять на окружающий мир тесно связана с уровнем нашего образования. Но когда речь идет о богословском образовании, одни воспринимают услышанное с интересом, с удовольствием, так, что глаза горят, а другие — и мне, к сожалению, приходилось с этим сталкиваться, — слушают просто ради приличия.

Еще будучи правящим архиереем Смоленской епархии, я пытался понять, почему у людей церковных, включая семинаристов, нет искренней заинтересованности в получении образования, причем самого широкого образования, какое только возможно. Спрашивал, особенно у приходских батюшек, которые по десять, пятнадцать, двадцать лет служат. Потом Бог дал мне опыт общения с архиереями, которые тоже служат по пятнадцать, двадцать, тридцать лет. Спрашиваешь: «Владыка, а почему в вашей епархии так мало кандидатов богословия? Почему так мало выпускников академии?» И чаще всего ответ такой: «А зачем на приходе все это?» А один студент-выпускник ответил мне еще проще: «Я что, с бабками по-английски буду говорить?» Вот такое непонимание значения образования для священника до сих пор является тормозом, препятствующим активному освоению знаний, включая богословские, но не только богословские.

И вот еще что меня беспокоит: это понимание цели богословского образования как возможности украсить свою проповедь цитатами. Но теперь святых отцов для этого читать не надо: открыл справочник, и вот тебе на каждый день все цитаты. Возникает вопрос: зачем же тогда образование? Это и есть самый главный, ключевой вопрос, без правильного ответа на который наше семинарское и академическое образование будет тормозиться. Конечно, люди, которые выходят на уровень написания диссертации, уже многое понимают, — у них появляется вкус к научной работе, они стремятся достичь того, к чему устремлены. А вот у семинаристов, особенно поступивших из приходов, у послушников монастырей, которые приходят в семинарию, чаще всего, по указанию местного священноначалия, наместника или духовника, нет ясного понимания взаимозависимости образования и будущего служения. Мало кто из выпускников может навскидку ответить на вопрос: «А зачем тебе образование? Может быть, тебе достаточно изучить порядок службы?» Некоторые так и считают: достаточно овладеть навыком произнесения проповедей по книжкам, изданным еще в XIX веке, и всё, больше ничего не нужно.

Вот я хотел бы поделиться с вами — за неимением времени, очень кратко — своими мыслями и ответить на вопрос: почему нам нужно образование? А потому что убедить современного человека гладким, с правильно подобранными цитатами, произнесением проповеди, правильным совершением богослужения (что само по себе очень важно), в том, что он должен открыть свое сердце Христу, посещать храм, воцерковиться, — невозможно. Для того чтобы, общаясь с людьми, вы могли открыть для них красоту Православия, вам нужно поделиться с ними своим собственным внутренним опытом, своим мировоззрением. А из чего складывается мировоззрение? Конечно, из знаний. Нужно знать, и знать неплохо, то, что знает современный человек. Без научного компонента мировоззрения сегодня невероятно сложно общаться с людьми, тем более — и самое главное — быть убедительными.

Ну, а если необходим только научный компонент, то, может, не надо вообще в семинарии учиться, ведь знания дает и университет? Однако совершенно очевидно, что нужен и духовный образовательный компонент. А когда знание истории, литературы, философии соединяется с богословским фундаментом, когда формируется подлинно интеллектуальная и духовная личность, когда человек обретает духовный опыт — опыт молитвы, опыт участия в таинствах, опыт переживания Святой Евхаристии, опыт прикосновения к святыне, — тогда человек обретает внутреннюю силу и способность спокойно и очень убедительно отвечать на вопрошания наших современников.

Вот почему нужно расширять свой кругозор, вот почему нужно изучать и святых отцов, и догматику, и историю Церкви. Вот почему нужно знать церковное искусство — потому что оно связано с общей историей искусства, а в искусстве отображается духовный поиск каждой эпохи. Вот почему нужно знать литературу, в том числе и то, как положительный герой определялся в ту или иную эпоху, какие идеи он предлагал обществу, какие вызовы этот герой принимал на себя. Все это огромное пространство духовной жизни, и если человек в студенческие годы входит в дивный мир духовной и интеллектуальный культуры, то постепенно у него формируется не просто эмоциональное отношение к вере и к Церкви, — потому что ему нравится мерцание лампад, пение, покой, — но он еще и умом начинает понимать значение всего того, что ему открывает Церковь.

И еще раз хочу сказать, что без личного духовного опыта, без опыта молитвы ничего не получится, а будет лишь «медь звенящая, кимвал бряцающий…» Когда мы сталкиваемся со студентами, интеллектуально ориентированными на компьютеры, на современные технологии, которые хорошо во всем разбираются, но почему-то в храме не любят бывать, молиться не любят, — это плохо, это очень плохой симптом, потому что наша религиозность проявляется в первую очередь в молитве.

Вот поэтому я хотел бы пожелать вам, чтобы замечательные внешние условия вашей жизни сочетались с духовным, интеллектуальным поиском, который бы поднимал вас, делал сильными, свободными, разумными делателями на ниве Христовой, способными оказывать воздействие на окружающий мир. Прошло время середнячков в Церкви. Сегодня в Церкви должна быть духовная, интеллектуальная элита. Конечно, Церковь принимает всех. Один может подняться до такого уровня, другой нет, — каждому найдется свое место. Но как важно для нас иметь сегодня многих и многих священников, — не пять-десять, как сейчас, которые на телевидении уже засветились и всем хорошо известны, но десятки, сотни и тысячи, которые могли бы говорить о Христе современному миру, защищать Христа, защищать Его Церковь-мученицу.

Вы помещены в особые условия — у вас замечательная семинария в центре Москвы. Дай Бог, чтобы все то, что вас окружает в этом центре, все соблазны большого города не разрушили вашего целеполагания, не подорвали ваших сил, но чтобы вы использовали то время, которое Бог предоставил вам, для того чтобы стать сильными, свободными, преданными Богу людьми.

В память о посещении в этот день сей святой обители и Сретенской семинарии я хотел бы преподнести Вам, отец Тихон, изображение Христа Спасителя, старинную икону, чтобы Господь благословением Своим осенял всех, кто здесь учится и учит. Помогай вам Бог.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства