(греч. — возвышение), сооружение в пространстве наоса христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Впервые амвон упоминается в канонах Лаодикийского Собора 364 г. Первоначально он представлял собой платформу со ступенями; с V–VI вв. амвон — это стационарная конструкция внутри византийских церквей (обычно в центре храма), имеющая форму цилиндрического возвышения с примыкающими с восточной и западной сторон лестницами и соединенная с алтарем огороженным проходом-солеей. Амвон строился из мрамора и украшался резьбой, скульптурами и мозаиками. С XV в. в греческих церквях амвон может иметь форму беседки или балкона у одной из колонн или отсутствовать вовсе.
На Руси, согласно письменным источникам, с XII в. возводились амвоны византийского типа, в виде башенки с лестницами. Единственный сохранившийся древнерусский амвон происходит из новгородского Софийского Собора (1533) и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
После XVII в. амвоны византийского типа вышли из практики, а само название перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед свв. вратами (след древней солеи — прохода от алтаря к амвону), с которого обычно возглашаются ектении, читается Евангелие и произносится проповедь. След древнего амвона в современной практике Русской Церкви — это используемый за архиерейским богослужением невысокий помост в центре храма, называемый архиерейским амвоном, облачальным местом или рундуком (иногда ошибочно — кафедрой), на котором епископ облачается перед литургией и находится до входа в алтарь, а протодиакон читает Евангелие.
Важность амвона определяется тем, что с этого места возглашаются многие части богослужения — Евангелие, ектении, проповеди и др. В литургических толкованиях амвон сравнивается, в частности, с камнем у входа в пещеру Гроба Господня, с которого ангел возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христа.