27 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации ФС РФ с докладом «700-летие преподобного Сергия Радонежского. Духовно-нравственное образование в регионах. Опыт года в партнерских взаимоотношениях Церкви, власти и общества».
Ваши Высокопреосвященства, уважаемые отцы, братия и сестры, коллеги!
Позвольте поздравить вас с началом юбилейного года, посвященного празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Наряду с благоверными князьями Даниилом Московским и Александром Невским, Россия почитает Игумена земли Русской, в первую очередь, за его жертвенное служение Богу и людям. Преподобный на многие века определил константы не только духовной жизни, но и правильного понимания службы Церкви и государю, не смешивая и не подменяя эти понятия. Думаю, что собравшись сегодня для обсуждения вопросов церковно-государственного соработничества в сфере образования, мы выполняем завет наших святых предков о строительстве общего будущего на основе мира, согласия и взаимной любви.
Процессы, происходящие сегодня в сфере образования и в целом в общественной жизни России, наряду с позитивными изменениями отражают и деструктивные тенденции. Все они будут обсуждаться в рамках Чтений на специальных мероприятиях, посвященных основным угрозам, стоящим на пороге нашей Церкви и государства. Обозначу лишь некоторые такие аспекты:
- десакрализация института семьи и брака;
- продолжающееся падение уровня отечественного образования;
- активность нетрадиционных для России, деструктивных религиозных объединений, сект, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока;
- попытки использовать межнациональные противоречия для провоцирования межконфессиональных конфликтов.
Поэтому начать свое выступление мне бы хотелось с темы, которая на протяжении последних лет неизменно приковывает к себе внимание органов управления образованием, педагогической общественности, епархиального руководства, можно сказать, является одним из вызовов нашего времени. Это процесс восстановления в нашей, российской школе традиционного религиозного духовно-нравственного образования и воспитания детей.
Распространение преподавания курса по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) на все регионы России в 2012 году послужило стимулом для активизации сотрудничества государства и религиозных организаций в сфере образования, но и обозначило ряд серьезных проблем, явилось индикатором реального взаимодействия епархиальных Преосвященных с региональными органами власти. В этом отношении есть как позитивный, так и отрицательный опыт.
На фоне активного вхождения России в глобальные мировые образовательные проекты, угрожающие нашей школе утратой самобытности, встает вопрос о реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором сделан шаг в направлении восстановления взаимодействия государства и Церкви, традиционных конфессий в образовательном пространстве, обучении и воспитании наших детей. Хотел бы выразить глубокую благодарность всем законодателям и участникам этой работы. Теперь актуальна разработка подзаконных актов, в частности, к 87 статье закона, регламентирующей участие традиционных религиозных организаций в образовательном процессе.
Следующая проблема — расширение преподавания религиозных культур и светской этики по годам обучения. Пока нет четкого понимания того, как видит государство расширение ОРКСЭ, — ясно, что существующий формат 1 год в 4-м классе — это затянувшийся эксперимент, апробация новой предметной области, не более. Думаю, меня поддержат представители наших традиционных конфессий, что в той или иной форме изучение религиозной культуры в школе должно присутствовать на всех ступенях средней школы, во всех классах. Конечно, добровольно, по выбору. Надеюсь также заручиться поддержкой идеи расширения курса ОРКСЭ со стороны наших народных представителей в Законодательном собрании. Символично, что проблемы нравственного воспитания детей — будущего России, нам предстоит сообща решать именно в год празднования 700-летия преподобного Сергия, посвятившего всю свою жизнь созиданию духовных основ нашего народного бытия, единства и могущества Руси.
Некоторые ключевые вопросы ОРКСЭ, от правильного решения которых во многом зависит будущее духовно-нравственного воспитания в российской школе: реализация Концепции расширения курса, полноценная интеграция ОРКСЭ в образовательную программу школы, обеспечение свободы выбора, полноценная подготовка педагогов и учебников. В этой связи замечу, что многие директора школ, не будучи противниками преподавания религиозной культуры, неправомерно вынуждают родителей отказываться от выбора религиозных культур по причине отсутствия подготовленных кадров учителей. Отсутствие возможности выбора — дискредитация решений государственной власти, свидетельство некомпетентности и неэффективности нашей работы в сфере образования. Подчеркну, не только государства, но церковных структур, поскольку сейчас это область совместной компетенции государства и конфессий.
Есть, конечно, и позитивные примеры: в Курганской области (Курганская и Шадринская епархия) реализуется проект переподготовки учителей по 540-часовой программе «Духовно-нравственное образование. Основы православной культуры» на факультете профессиональной переподготовки Института развития образования и социальных технологий Курганской области.
В Томске (Томская митрополия) настоятели или представители приходов вошли в управляющие советы школ, работают с родительскими комитетами и администрациями. Представители епархии принимают участие в проведении родительских собраний, разъясняют родителям цели, задачи и содержание модулей ОРКСЭ. Ко времени родительских собраний ежегодно выпускается специальный номер епархиальной газеты, посвященный ОПК, который раздается родителям бесплатно. В Москве разработан, согласован с конфессиями, принят и размещен на сайте Департамента образования «Регламент выбора модулей ОРКСЭ». С февраля текущего года родители вновь должны будут определиться, какой предмет будет изучать их ребенок. Можно воспользоваться этим опытом и в других регионах.
Совместные с государством курсы профильной подготовки педагогов по определенной религиозной культуре развиваются во многих регионах и епархиях. Ориентир для профильной подготовки учителей по курсу ОРКСЭ — государственная программа педагогического бакалавриата для учителей ОРКСЭ предусматривает 4 профиля специализации: культура одной из конфессий, светская этика и религиоведение.
Но есть и отрицательные примеры регионов, в которых практически отсутствует возможность изучения в школе одной или вообще всех традиционных религиозных культур: Башкирия (Башкортостанская митрополия) — ОПК 0,5%, ОИслК 4,2%, ОСЭ 73%, ОМРК 21,7%; Татарстан (Татарстанская митрополия) — ОПК 0%, ОИслК 0%, ОСЭ 38,7%, ОМРК 61,3%; Кабардино-Балкария (Пятигорская и Черкесская епархия) — ОПК 0%, ОИК 0%, ОСЭ 51,9%, ОМРК 48,1%. Крайне низкие показатели выбора конфессиональных модулей в Бурятии (Улан-Удэнская епархия) — ОПК 8%, ОБК 6%, ОСЭ 70%, ОМРК 15%. На Сахалине закупили учебники, которые вообще не предусматривают выбор религиозных культур, о чем мы говорили и еще будем говорить в Министерстве.
Очевидно, в этих регионах живут не какие-то особые люди, а те же, что и в соседних с ними областях, где обеспечивается свободный выбор. Дело тут не в населении, а в отношении к людям и к решениям федеральных органов власти тех, от кого зависит принятие решений в конкретном регионе, районе, школе.
В этой связи отмечу, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Синодальным отделом разрабатывается антикризисная программа для наиболее сложных в плане выбора и обеспечения преподавания ОПК регионов и епархий. Кроме названных выше Башкирской и Татарстанской митрополий и Улан-Удэнской епархии, сотрудники Синодального отдела уже в этом году должны посетить, изучить и помочь исправить ситуацию в Архангельской, Астраханской, Карельской и Мурманской митрополиях, Анадырской и Чукотской, Горноалтайской, Махачкалинской, Петропавловской и Камчатской, Южно-Сахалинской, Якутской и Ленской епархиях, а также в некоторых других епархиях и митрополиях, ситуация в которых не может устраивать ни православное население этих областей и республик, ни Синодальный отдел. Прошу епархиальных Преосвященных вышеперечисленных митрополий и епархий оказать содействие сотрудникам Синодального отдела в исполнении резолюции Святейшего Патриарха.
Нехватка подготовленного к работе в системе образования духовенства, отсутствие взаимопонимания с представителями государственных органов управления образованием, недостаточная разработанность учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ, нарушение процедуры выбора модулей, отсутствие допуска представителей религиозных организаций к подготовке педагогов — эти и другие проблемы в настоящее время уже имеют готовые алгоритмы решения и требуют лишь согласованного подхода церковных и государственных структур, а также активизации участия заказчика духовно-нравственного образования в школе — родительского сообщества. Думаю, на время нам всем нужно забыть о разделяющих нас конфессиональных, мировоззренческих и политических границах для достижения реальной свободы совести, нового качества образования и нравственного оздоровления школы и общества.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия Церкви, власти и общества на уровне «регион-епархия», говорю как практик, как председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и епархиальный архиерей Донской митрополии, — координационный совет при главе республики, края, области. Непременно с участием главы митрополии или епархии, представителей церковных и светских СМИ, руководства региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации педагогов. Если эта практика найдет своих сторонников и применение в масштабе страны — это позволит не только эффективно решать образовательные задачи, но и не допустит возникновения многих сложных ситуаций в перспективе.
В этом году во многих регионах прошли региональные Рождественские чтения. Думаю, что такого рода площадки — удобная и эффективная форма встречи, совместного обсуждения общих проблем на региональном уровне, участия в подготовке и проведении Международного этапа чтений в Москве.
Труд педагога — это служение Отечеству, народу и Церкви. Синодальным отделом совместно с полномочными представителями Президента в федеральных округах и Министерством образования и науки России проводятся ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», в также крупнейший в стране конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира». Синодальный отдел участвует в проведении и развитии общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Крайне важно, чтобы епархиальные отделы и органы управления образованием регионов активно взаимодействовали в этом направлении и на региональном этапе выявляли лучший опыт, вынося его затем на федеральный уровень. Прошу Вас, дорогие собратия, помнить, что от того, на каком языке мы общаемся сегодня с детьми, зависит и их, и наше будущее. Не говорю уже о том, что подобного рода конкурсы и олимпиады — показатель нашей с вами заинтересованности в развитии образовательной и воспитательной деятельности, живой работе с детскими образовательными учреждениями.
В 2011 году информационной службой Синодального отдела была разработана система единого общецерковного информационного образовательного ресурса. Каждая епархия имеет возможность самостоятельно публиковать новости на портале «Православное образование». Сегодня в этом проекте участвует не так много епархий, как ожидалось и как хотелось бы. Полагаю, что каждой епархии есть чем поделиться, что сказать церковному и светскому сообществу. Пусть даже пока нам нечем особенно похвастаться, но можно сообщить о сложной ситуации, попросить о поддержке, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Обращаюсь к руководителям регионов и нашим светским коллегам — хотя бы иногда внимайте проблемам церковной жизни и вообще верующих людей, они созвучны тому, чем живет наша страна. Возможно, вместе нам будет проще искать и находить решения проблем, держать ответ перед народом Божиим.
Синодальный отдел проводит постоянный мониторинг ситуации в сфере духовно-нравственного образования. На основании получаемых из епархий данных готовится аналитический отчет и методические рекомендации по основным направлениям работы церковных образовательных структур. Планируем печатать эти рекомендации в ежеквартальном журнале «Православное образование».
Уважаемые коллеги! Выражаю надежду, что совершая память преподобного Сергия, мы не просто выслушаем положенное число докладов, но действительно услышим друг друга и продолжим совместную работу; в следующем году подведем итоги нашего взаимодействия, почтим преподобного авву Сергия не словом токмо, но делом.
Благодарю за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru