28 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на секции Рождественских чтений «Православная культура в современной школе», прошедшей в Храме Христа Спасителя.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие друзья, коллеги!
Секция «Православная культура в современной школе» на нынешних Чтениях — центральное мероприятие, посвященное развитию православного образования в российской школе, прежде всего общеобразовательной. На повестке дня вопросы расширения ОПК, развития практики сотрудничества Церкви с органами власти, со школой, с педагогическим и родительским сообществами. В программе секции запланированы научные доклады, сообщения, информационные выступления по всем этим направлениям. Хотел бы обратить внимание на несколько вопросов.
Первое. За два года эксперимента с ОРКСЭ, и уже скоро два учебных года повсеместного преподавания в 4-х классах, далеко не все и не полностью отработано. Система образования, наша школа еще не вполне «привыкли» к этой практике. Есть определенные проблемы с обеспечением свободного выбора предмета, есть и слабая подготовка учителей, прежде всего профильная, есть и учебники, содержание которых не предусматривает выбора модулей, не везде сложилась система взаимодействия епархий со светскими структурами.
Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы имеем в виду, что нормальное расширение этой предметной области не на один учебный год, а по всем ступеням школы, как это и предусмотрено разработанной концепцией — на 2-4 классы, на 5-10 классы — требует большой подготовительной работы, разработки материалов по стандартизации содержания наших предметов, подготовки на их основе учебников и пособий, экспертизы, в том числе, конфессиональной. Это даже не месяцы, это годы работы. И это — далеко не лишний повод для незамедлительного начала этих трудов.
В рамках работы Межведомственного совета, деятельности Методического объединения по ОРКСЭ разрабатывается «дорожная карта», которую надо будет реализовать. Основные позиции есть и в согласованной нами концепции расширения ОРКСЭ. Можно уточнять содержание и сроки, но понимание того, что надо делать, и в какой последовательности — у специалистов имеется.
У меня проходит много встреч с педагогами, работниками учреждений образования различных уровней, учеными. Регулярно посещают регионы наши сотрудники и практически везде, за редким исключением, мы слышим по ОРКСЭ вопросы — что дальше, почему не расширяем преподавание, в чем главная проблема? Причем не от церковных даже представителей, а от управленцев и педагогов, родителей и школьников. Предлагаю на секции сформулировать нашу совместную позицию, зафиксировать мнение участников, которые занимаются непосредственно этой темой в разных регионах.
Напомню, что еще в 2011 году наши политические руководители высказывались в том смысле, что как и в экспериментальный период, в дальнейшем мы можем продвигаться в направлении расширения преподавания ОПК сначала в группе наиболее подготовленных регионов, не форсируя сразу по всей стране. Думаю, такую группу регионов можно определить. Например, наша Ростовская область и Донская митрополия вполне могли бы быть готовы к этому через год-два, имея уже все необходимые для этого материалы. И этот пример, мне близкий, далеко не единичный. Может быть стоит вспомнить о первых «экспериментальных» регионах, и коль они были в авангарде принятия курса ОРКСЭ, то согласятся и стать первыми в расширении курса?
Второе, на что хотелось бы также обратить внимание. Это изменившийся уровень взаимодействия церковных и государственных структур по вопросам преподавания православной культуры в связи с принятием нового закона об образовании. Даже там, где есть позитивный опыт сотрудничества в преподавании православной культуры, потребуется качественно иное взаимодействие на основе формируемой единой федеральной нормативно-правовой базы. Нужно апробировать закон, посмотреть, что в нем нуждается еще в доработке. Светлана Даниловна Ермакова, я думаю, тоже скажет об этом.
Например, в законе установлено «участие» церковных организаций в подготовке учебно-методического обеспечения по курсам, модулям православной культуры. В части 6 статьи 87 записано, что: «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии… привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».
Каким должно быть это участие, в какой форме? Как это участие реализуется в регионах? Вы знаете, ряд пособий по ОПК в рамках ОРКСЭ вошли в Федеральный перечень без одобрения Синодального отдела, они разрабатывались без нашего участия и к ним были претензии. Какие формы участия епархий в учебно-методическом обеспечении преподавания православной культуры, имея в виду не основные учебники, а пособия, вспомогательные материалы, программы подготовки учителей? Может быть, как раз практика в регионах, ваш опыт позволит лучше и реализовать нормы нового закона, и в чем-то потом их уточнить, усовершенствовать, предложить практическое решение этих и других проблем.
Еще один важный вопрос — мониторинг результатов образования. Надо создавать совместно с Министерством, органами управления образованием на местах систему постоянного мониторинга качества и результатов преподавания православной культуры. С учетом мнения всех участников образовательного процесса — в первую очередь, родителей школьников как главного «заказчика» преподавания православной культуры, педагогов, администраторов, и церковного сообщества. Систему мониторинга понятную и очевидную.
Решение этого вопроса тесно связано с тем, о чем я говорил выше — о расширении курса ОРКСЭ. В экспериментальном формате, в котором все конфессии были поставлены перед необходимостью вложить в 30 учебных часов все содержание религиозной традиции, результаты образования зафиксировать очень трудно. Полагаю, что совместно с Министерством, другим конфессиями, родительским сообществом нужно обсуждать и находить комплексное решение этих вопросов. Неправильно, если каждая конфессия будет оценивать результаты образования по модулям ОРКСЭ по своим собственным критериям — нужна общая согласованная всеми участниками проекта система мониторинга, несмотря на очевидную специфику разных предметов-модулей в этой предметной области.
Уважаемые участники конференции!
Для Синодального отдела чрезвычайно важно поддерживать постоянную живую связь с нашими партнерами в светской системе образования, епархиальными отделами, педагогическим сообществом, учеными по всем вопросам преподавания православной культуры. С этой целью сотрудники Синодального отдела участвуют в мероприятиях, конференциях в регионах, для этого мы собираемся ежегодно здесь, в Москве, на Рождественских образовательных чтениях.
Как руководитель Синодального отдела выражаю благодарность всем присутствующим за участие в работе секции, а также уверенность в том, что наше сотрудничество — верный залог успеха в решении задачи развития преподавания православной культуры в российской школе.
«Православное образование»/Патриархия.ru