29 января 2014 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное закрытие XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». С докладом на церемонии выступил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры, уважаемые коллеги!
Сегодня заключительный день Чтений — день подведения итогов, соответственно, один из важнейших. Не буду долго говорить о количественных показателях, кто и в каких мероприятиях принял участие, какие вопросы стояли на повестке дня — вся эта информация будет в итоговом документе на сайте Синодального отдела.
Отмечу лишь, что в организации и проведении XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» приняли участие все Синодальные структуры, что позволило сделать Чтения еще более профессионально и практически ориентированными. При этом, по общему согласию, стержневым направлением, организующим все остальные, остается образование, как наиболее ответственное и многопрофильное церковное, а также общественное и государственное служение.
В рамках чтений прошли ставшие уже традиционными Парламентские встречи в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это еще одна сфера нашей активности, взаимополезного сотрудничества, наша попытка донести до органов высшей государственной власти голос православной общественности посредством обсуждения наиболее актуальных вопросов духовной и культурной безопасности с народными избранниками.
Когда я говорю о практическом характере Чтений, то подразумеваю, в первую очередь, как результат — изменение нашей с вами жизни, реалий, в которых проходит наше земное существование, подготовка и преображение для вечности. Интегральный результат складывается из различных аспектов: богословской мысли, образовательной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви, социального служения, церковной миссии и многих других.
Весь 2013 год был подготовкой к XXII Международным Рождественским образовательным чтениям. Многочисленные проекты, конкурсы, олимпиады, федеральные и региональные мероприятия легли в общую копилку главного образовательного события года. Награждение победителей конкурсов во время торжественного открытия Чтений и перед началом церемонии закрытия Чтений стали одновременно и подведением итогов работы за год. Без ложного смирения можно сказать, что многое удалось и результаты дают повод для того, чтобы строить планы на будущее.
Но о достижениях и положительных результатах подробно можно будет прочесть в итоговом документе, я же в своем кратком слове лишь хотел бы остановиться на тех вызовах современного глобального мира, которые во многом определяют направление нашего реагирования и, соответственно, укрепления наших педагогических, социальных, государственных позиций.
«Сколько бы вы не создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали», — писал Антон Семенович Макаренко. Из церковной истории известно, что главные правила и догматы жизни христианской Церкви вырабатывались в очень сложных условиях противостояния, утверждения истинного учения в полемике с постоянно возникающими новомодными учениями, не согласующимися с духом и буквой Священного Предания. Во многом нынешняя ситуация в России и в целом в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви беспрецедентна и ставит перед нами много задач, требующих инновационных решений и выработки подходов для преодоления возможных проблем дня грядущего.
Принципиальную позицию православного сообщества, выраженную в итоговом документе прошлогодних XXI Международных Рождественских образовательных чтений, — «активно участвовать в сохранении и упрочении традиционных нравственных основ современного мира в ходе диалога с государственными и общественными организациями, совершенствовать правовую основу участия традиционных религиозных организаций во всех социально значимых проектах, в первую очередь, в образовании и воспитании нового поколения граждан как наиболее важном и перспективном направлении для будущего нашей страны и Православной Церкви» — я бы дополнил констатацией необходимости постоянной выработки общецерковной позиции на вызовы современности.
Нужна аналитика процессов, происходящих в сфере образования и, в целом, в общественной жизни, которые наряду с позитивными изменениями отражают и деструктивные тенденции. Это важное направление, которое нужно отрабатывать на региональном уровне, обсуждать на специальных мероприятиях, посвященных разрушительным процессам нашего времени, основным угрозам, стоящим на пороге нашей Церкви и государства. Это поможет сформировать правильную, неискаженную картину по ключевым вопросам и по отдельным епархиям-регионам, и в целом по стране.
Обозначу лишь некоторые такие аспекты по нынешним Чтениям:
- секуляризация общественного сознания;
- ювенальная юстиция;
- десакрализация института семьи и брака;
- снижение общественного авторитета священнослужителей и церковных институтов;
- падение уровня отечественного образования;
- распространение нетрадиционных для России религиозных течений и псевдодуховных учений;
- межнациональные и межконфессиональные конфликты.
В этом ключе нам с вами предстоит активно поработать. Наверное, особенно символично, что проблемы разрушения и разъединения в сферах семейной, общественной, религиозной, нравственной жизни нам предстоит сообща обсуждать и решать именно в год празднования 700-летия преподобного Сергия, посвятившего свою жизнь созиданию духовных основ нашего народного бытия, единства и могущества Руси. Надеюсь, что подводя итоги нынешнего года на грядущих Рождественских чтениях в регионах и в столице, у нас получится поделиться и позитивным опытом решения этих вопросов.
Позволю себе дать некоторые рекомендации по нашему совместному участию в решении насущных проблем.
Сегодня в Русской Православной Церкви формируется новая административная, организационная система, новая структура внутрицерковного взаимодействия, а значит и новая форма церковно-государственного диалога. Митрополии — центры, объединяющие и координирующие деятельность епархий, но не только. Это еще и базовые площадки, организующие образовательную работу на всей территории, вверенной попечению митрополита. На уровне митрополий мы апробируем новые алгоритмы взаимодействия, а оттуда ждем практических результатов рекомендаций.
Институт семьи и брака — основа государственного благополучия, нуждается не только в информационной и духовной поддержке. Экономическое стимулирование в этой области является адекватным подтверждением наших правильных слов. И государство, и Церковь, и благотворители сообща в силах поддержать многодетные православные семьи. Полагаю, это одна из первостепенных наших задач.
Предметная область ОРКСЭ предполагает сегодня новый взгляд на образовательный процесс как на поле взаимодействия педагогов, детей, родителей, религиозных конфессий, светских и духовных учебных заведений, в итоге — его качественное преобразование. Такая работа требует уже сейчас настоящей мобилизации среди духовенства и православных педагогов, а также тех, для кого работа в области духовно-нравственного воспитания сегодня является или, в перспективе, должна стать призванием.
На фоне происходящих изменений в школе принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обусловливающей действительно качественно новый статус Церкви и других традиционных конфессий в сфере образования. Законодательно-правовые основы духовно-нравственного образования детей и молодежи в контексте традиционной религиозной культуры созданы, есть все необходимые внешние условия для развития модели непрерывного православного образования, о которой неоднократно говорилось на наших мероприятиях.
В этом году предстоит очень плотно поработать в сфере планомерной практической реализации нового закона, что подразумевает тщательную отработку подзаконных актов, внесение изменений в существующие нормативные документы, регламентирующие экспертизу образовательных программ, учебников, аккредитацию педагогов и учебных заведений, специализирующихся на преподавании православной культуры.
Сегодня зачастую в словосочетание «духовно-нравственное воспитание» вкладывается совершенно иной смысл, чем это изначально определено православной традицией, понимающей под словом «духовность», в первую очередь, опыт и возможность общения с Богом, основанные на соблюдении нравственных норм, сохраненных Священным Преданием. Это, в принципе, не исключает воспитания патриотизма, гражданственности, эстетических чувств, интеллектуального развития, но отнюдь не ограничивается этим и к этому не сводится. В этой связи было бы неправильно рассматривать ОРКСЭ как современную альтернативу отжившей идеологической составляющей, призванной обеспечивать стабильность существующей политической системы. Предметная область по традиционным религиозным культурам и светской (гражданской) этике — органичная часть воспитания детей в системе общего образования, согласованная с процессом формирования осознанной гражданской позиции, в рамках социально-гуманитарного блока дисциплин. Интегральную роль в этой системе призван реализовывать обновленный школьный курс истории, гармонично решающий как задачи гражданско-патриотического воспитания школьников, так и приобщения детей к историческим, культурным и духовно-нравственным ценностям русского и других народов России.
В процессе решения этих задач не будем забывать, что при всей успешности организации преподавания основ Православия в школах Российской империи или религий в школах Европы и Америки, эти воспитательные модели созданы в иных социально-исторических условиях и не могут быть в полной мере приняты у нас, в современной России. К тому же, есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что даже в самых благополучных странах Европы, где преподавание религии в общеобразовательных школах не прекращалось, как в нашей стране, количество семей, направляющих своих детей на такие курсы, уменьшается.
Поэтому самое время не только говорить, но готовить современные учебники, пособия, церковных специалистов, педагогов-профессионалов для работы, служения в сфере образования. Это обеспечит долгоденствие христианской цивилизации и жизнеспособность традиционных духовно-нравственных ценностей. Возможным вариантом отказа от шаблонов, предлагаемых глобалистскими проектами, может стать создание российской национальной модели религиозного образования, главный принцип которой — связь живого Православия, идеала христианской святости и образовательного процесса.
Полагаю, что решение вопросов духовно-нравственного воспитания лежит в поле наших общих интересов: государственной власти, родительского сообщества, традиционных религиозных организаций. Решая их сообща, мы вправе надеяться, что многие из наиболее острых проблем современности уже не будут угрозой или вызовом для наших детей. Основы их духовной безопасности сегодня формируем мы. Спасибо за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru