28 января 2014 года в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского в рамках направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества в России и за рубежом» XXII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».
Открывая конференцию, с докладом выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Ваши Преосвященства! Господа атаманы, братья-казаки, всечестные отцы, братья и сестры!
Год спустя мы снова встретились в Московском государственном университете технологий и управления, и я хочу сказать, что очень рад нашему сотрудничеству с этим замечательным вузом — первым университетом, где тысячи молодых казаков получают высшее образование очень высокого уровня. Разрешите открыть работу казачьего направления XXII Международных Рождественских чтений, в рамках которого мы вот уже четвертый раз проводим нашу ежегодную Международную практическую конференцию «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».
Прежде всего, мне хотелось сказать, что прошедший год был богат на события: зарубежные поездки, конференции, семинары и, конечно же, прошедший 5 декабря в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Первый большой съезд казачьих духовников, собравший свыше тысячи делегатов со всего мира. На нем мне бы хотелось остановиться особо.
Впервые в современной истории было проведено такое мероприятие, нацеленное на объединение опыта духовенства в плане духовного окормления казачества. Вот уже свыше двух десятков лет мы говорим о становлении казачества, которое невозможно без его духовного возрождения. Те вопросы, которые были подняты и на пленарных заседаниях, и в кулуарах при обсуждении насущных проблем, наглядно свидетельствуют о том, что процесс этот весьма и весьма сложный, казачество неоднородно и даже в какой-то мере разобщено, причиной чему служат и события нашей недавней истории, и серьезные проблемы в казачьей среде. На съезде в своем докладе я сказал и о неготовности части духовенства к тем сложностям, которые возникают при окормлении такой во всех смыслах особой паствы, как казачество.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая съезд, особо отметил, что казачество, это, прежде всего, особый образ жизни, который должен основываться на своем особом базисе: «Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые, в конце концов, изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности. Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество». Его Святейшество, взявший казачество под свое особое Патриаршее водительство, как никто другой, знает и понимает нынешнее положение дел, от всего сердца переживает за казаков и те проблемы, что сейчас есть в казачестве, и молится об их искоренении и установлении истинно братской любви в среде казачества.
Печальным, но, увы, закономерным результатом этих «болезней роста» являются все те нынешние нестроения, о которых мы знаем и которые подлежат обязательному и, по возможности, скорейшему уврачеванию, ибо без этого невозможно двигаться дальше. В прошедшем году сложности в казачьей среде достигли, не побоюсь сказать, критической точки. Вдвойне тяжело, когда некоторые предводители казачества, атаманы — «отцы» казаков, преследуя не всегда понятные, но вполне определенные цели, инспирируют смуту и раздрай среди своих «детей», счет которых подчас идет на десятки тысяч. Не от того ли это происходит, что «батька»-атаман иногда не может или не хочет понять всей меры ответственности, которая возложена на него, а задачи казачьего служения воспринимаются в лучшем случае однобоко, а в худшем — абсолютно неправильно? Чтобы точнее выразить то, о чем идет речь, позвольте процитировать одного из величайших подвижников Православия, жившего в XIX веке, святителя Феофана Затворника: «Итак, если чье служение Отечеству не восходит к Богу и не превращается в служение Ему, тот, верно, не так служит, как должно, не те имеет цели, не с тем расположением ходит в сем служении… И служение обществу для общества же есть служение неправое. Как будто общество существует само для себя и имеет цель в себе. Господь благоволил быть на земле гражданскому устройству для того, чтобы, вспомоществуя друг другу, друг друга вразумляя и исправляя, тем успешнее достигали вечного блаженства через исполнение Его святой воли и умножение Его славы на земле. Общество есть средство. Кто поставляет его целью, тот отнимает у него цель и делает его как бы пустым и безжизненным. Не оттого ли нет порядка, спокойствия и благоденствия там, где служат обществу для самого общества? Ибо кто всего ожидает от него, тот первый обратится первый против него, коль скоро ощутит себя в нем забытым, незамеченным. Но кто работает ему Господа ради, у того жар ревности не охладеет от холодности и невнимания людей» («Сборник слов, посвященных богоугодной жизни вообще (из слов к тамбовской и владимирской паствам 1859-1866 годов)»). Дай Господь, дабы все нестроения в казачьей среде прекратились, и, наконец, начался бы расцвет нашего казачества.
То, что казачество сильно именно единством, у меня лично не вызывает сомнения. Независимо от того, где живет казак, его предназначение — служение вере православной — должно реализовываться в полной мере. Особенно важно, чтобы казачество было едино и укреплялось именно в России, Украине и Белоруссии — государствах, которые расположены на территории традиционных мест проживания казаков, «колыбели», где казачество возникло, крепло и развивалось. Поэтому мне представляется крайне необходимым духовное единение казачества здесь, в «центре», так как именно казачество в Отечестве пострадало сильнее в результате трагических событий ХХ века. Прошедшей осенью (в октябре и ноябре соответственно) я посетил Украину и Белоруссию, встречался с казаками. Мы совместно с Украинской Православной Церковью и Белорусским экзархатом проводили различные мероприятия, богослужения, молились и том, чтобы казачество, как в былые времена, стало опорой государству и обществу. Единство — это то, без чего невозможно быть христианину, в том числе и казаку. Апостол Павел призывает «поступать достойно звания», в которое призван человек, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:1-3). И казаки, может быть даже с большим рвением, чем прочие, должны стремиться к исполнению этого призыва, так как именно они призваны Господом на особое служение, принося клятву на Кресте и Святом Евангелии.
В духовном единстве казачества мы призваны увидеть и прообраз духовного единства всего нашего народа. Президент Российской Федерации призвал строить общество с опорой на традиционные ценности, которые, как бы ни находились далеко от нас, нынешних, должны быть привнесены и адаптированы к современным реалиям. То, что навязывается извне, не только не может служить такой опорой, а напротив, способно разрушить имеющееся, не дав ничего взамен. И в этом смысле адекватное понимание того же казачества и его традиционного уклада жизни вполне может и должно послужить возрождению нашего Отечества. Та самобытность казачьей идеи, которая наличествует, вполне применима и как изначальная, базисная концепция идей национальной и государственной. Эта идея пронесена через всю историю нашей Родины без влияния посторонних течений, она, оставаясь в «чистом», первозданном виде и преодолев все преграды, дошла до нашего времени. Очевидно, что перед нами наиинтереснейший и достойный для осмысления и следования пример. Это и сама жизнь казаков с их уникальным бытом, и правила ведения хозяйства, и система казачьего самоуправления и взаимоотношения в казачьей «табели о рангах», и многое-многое другое. Развиваясь, казачество впитывало в себя многие черты, назовем это так, внесословного существования в условиях той государственности, имея одновременно с этим и свое дворянство, и свое мещанство, и своих землепашцев (которые, в отличие от не-казаков, никогда не были крепостными и холопами в среде казачества). И одновременно с этим все они были воинами Христовыми, прототипом вооруженного народа, первыми поднимавшегося на защиту рубежей Родины от внешнего врага. Нужно помнить, что угрозы такого плана никуда не исчезли, они лишь, может быть, изменили свой характер и форму. Поэтому и актуальность защиты Отечества, его рубежей, отстаивание свой государственности, национальной уникальности и религиозной самоидентичности вкупе с братскими славянскими народами являет собой одно из приоритетных направлений развития общества. И казачество в этом смысле может и должно явить яркий пример всему обществу и ориентир как основу будущего развития общества.
2014-й год для нас для всех в каком-то смысле особый, так как ровно 700 лет назад родился будущий «игумен Земли Русской» — святой преподобный Сергий Радонежский. Этому знаменательному событию посвящены и нынешние Рождественские чтения, и целая череда событий и мероприятий, приуроченных к этой памятной дате. Именно его молитвенное заступничество и при его жизни, и по сию пору делает наше государство крепким, способным противостоять внешним угрозам, помогает уврачевать иногда возникающие внутренние нестроения. Именно преподобный Сергий благословлял князя Димитрия на борьбу с иноземными захватчиками. А кто преподнес тому икону Божией Матери, именуемую «Донская»? Все мы помним, что сказано в летописи: это «народ христианский воинскаго чина ... завомый казацы». Повторюсь, что казачество формировалось, крепло и развивалось вместе с Отечеством нашим. И ныне вновь Русь Святая поднимается после десятилетий гонений на веру православную, на те устои и традиции, которыми она жила столетиями. Возрождается, слава Богу, и казачество наше. Но возрождаться — еще не значит возродиться. Нужна серьезная, долгая и кропотливая, подчас тяжелая работа, нужна вера, нужна молитва, ведь без этого, как справедливо отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и «само казачество невозможно». И да возродится оно, в том числе по молитвам преподобного Сергия, величественно и славно!
Всех сердечно благодарю за внимание и призываю на вас Божие благословение.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru