С 2014 года журнал «Приход» выходит с ежеквартальным приложением «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии монахини Ксении (Чернеги).
В первом выпуске за 2014 год публикуется разъяснение по вопросу «Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых?»
Правом осуществлять проверки на приходе наделены многие организации, в том числе:
- налоговые органы;
- органы юстиции;
- органы охраны объектов культурного наследия (если здание храма относится к объектам культурного наследия);
- органы прокуратуры;
- органы, заключившие с приходом договоры пользования государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
- органы пожарного надзора.
При проведении прокурорского надзора органы прокуратуры вправе затребовать любые документы, в том числе финансовые. Однако данное требование должно быть обусловлено поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, что и является основанием проведения проверки.
При этом необходимо иметь ввиду, что требование о предоставлении финансовых документов при проведении проверок в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях получения информации по операциям, связанным с финансированием экстремистской, в том числе террористической, деятельности, составляет компетенцию Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Данное требование не распространяется на проверки прокуратуры.
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 30.12.2011 № 456 (далее — «регламент») в предмет контроля, осуществляемого органами юстиции в отношении религиозных организаций, включена их деятельность по расходованию денежных средств и использованию иного имущества (п.п. 4) п. 3 регламента).
Данный регламент не предусматривает конкретный перечень истребуемых при проведении проверок документов. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации органы юстиции имеют право запрашивать и получать информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.
Таким образом, запрашивать такую информацию непосредственно у религиозной организации органы юстиции не вправе.
В соответствии с п. 33 регламента специалист Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения о проведении проверки, в тексте которого должен содержаться перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Сведения о документах, которые требуется предоставить в ходе проверки, содержатся также в уведомлении о проведении проверки, направляемом в адрес религиозной организации (п. 40 регламента).
Согласно п. 19 регламента план проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и интернет-сайтах Минюста России (его территориальных органов). В этой связи приходам, при получении уведомлений о проведении проверок, следует согласовывать с епархиальными архиереями необходимость представления документов согласно перечню.
Предоставлять данные о членах (участниках) прихода не следует, поскольку в соответствии со своими внутренними установлениями Русская Православная Церковь не ведет учет прихожан.
Кроме того, список членов (участников) прихода содержит специальные категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений граждан. Эти персональные данные в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отнесены к специальным категориям персональных данных, распространение которых религиозными организациями допускается исключительно с письменного согласия субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 10 указанного закона).
Таким образом, при отсутствии письменного согласия сотрудников и духовенства прихода запрашиваемый список членов (участников) прихода не может быть представлен в органы юстиции.
Ответ подготовлен юрисконсультом Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайниным
Патриархия.ru