Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии
Версия для печати
4 февраля 2014 г. 15:20

С 2014 года журнал «Приход» выходит с ежеквартальным приложением «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии монахини Ксении (Чернеги).

В первом выпуске за 2014 год публикуется разъяснение по вопросу «Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых?»

Правом осуществлять проверки на приходе наделены многие организации, в том числе:

  • налоговые органы;
  • органы юстиции;
  • органы охраны объектов культурного наследия (если здание храма относится к объектам культурного наследия);
  • органы прокуратуры;
  • органы, заключившие с приходом договоры пользования государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
  • органы пожарного надзора.

При проведении прокурорского надзора органы прокуратуры вправе затребовать любые документы, в том числе финансовые. Однако данное требование должно быть обусловлено поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, что и является основанием проведения проверки.

При этом необходимо иметь ввиду, что требование о предоставлении финансовых документов при проведении проверок в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях получения информации по операциям, связанным с финансированием экстремистской, в том числе террористической, деятельности, составляет компетенцию Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Данное требование не распространяется на проверки прокуратуры.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 30.12.2011 № 456 (далее — «регламент») в предмет контроля, осуществляемого органами юстиции в отношении религиозных организаций, включена их деятельность по расходованию денежных средств и использованию иного имущества (п.п. 4) п. 3 регламента).

Данный регламент не предусматривает конкретный перечень истребуемых при проведении проверок документов. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации органы юстиции имеют право запрашивать и получать информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

Таким образом, запрашивать такую информацию непосредственно у религиозной организации органы юстиции не вправе.

В соответствии с п. 33 регламента специалист Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения о проведении проверки, в тексте которого должен содержаться перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Сведения о документах, которые требуется предоставить в ходе проверки, содержатся также в уведомлении о проведении проверки, направляемом в адрес религиозной организации (п. 40 регламента).

Согласно п. 19 регламента план проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и интернет-сайтах Минюста России (его территориальных органов). В этой связи приходам, при получении уведомлений о проведении проверок, следует согласовывать с епархиальными архиереями необходимость представления документов согласно перечню.

Предоставлять данные о членах (участниках) прихода не следует, поскольку в соответствии со своими внутренними установлениями Русская Православная Церковь не ведет учет прихожан.

Кроме того, список членов (участников) прихода содержит специальные категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений граждан. Эти персональные данные в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отнесены к специальным категориям персональных данных, распространение которых религиозными организациями допускается исключительно с письменного согласия субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 10 указанного закона).

Таким образом, при отсутствии письменного согласия сотрудников и духовенства прихода запрашиваемый список членов (участников) прихода не может быть представлен в органы юстиции.

Ответ подготовлен юрисконсультом Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайниным

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»