26 февраля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры, участники олимпиады!
Я всегда с особым чувством обращаюсь к вам, и это особое чувство окрашено в самые светлые и теплые тона и краски. Наше олимпийское движение началось с 12 тысяч человек — это меньше, чем капля в море; а сегодня по милости Божией мы уже приближаемся к почти 400 тысячам участников, и одна эта арифметика свидетельствует о том, что олимпиада принимается людьми, что она воспринимается как нужное и важное дело. Это действительно так, потому что олимпиада — один из инструментов пробуждения интереса к тому, что, может быть, является самым важным в мировоззрении современного россиянина, и не только россиянина.
Речь идет о фундаментальных понятиях. К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что важно в данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью, с решением различных вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой повседневностью, что последняя закрывает собой то самое основное и фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть позитивной, мирной и благополучной.
Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах — какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда, столкновения различных групп. Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека; и поэтому за основу принимается нечто временное, преходящее, чаще всего политизированное, что не может содействовать формированию целостной человеческой личности.
Мне приходится сейчас участвовать в разного рода собеседованиях, дискуссиях, беседах, совещаниях, которые, в том числе, касаются того, что происходит в мире. И многие люди говорят: «но ведь должна быть некая основа, должен быть какой-то стержень, без которого распадется национальная жизнь». А я добавляю: «не просто национальная жизнь — человеческая общность распадется, если нет стержня».
Почему мы говорим о том, что религия, Православие, религиозная культура являются такими стержнями? Потому что через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль. А что такое человеческие отношения? Это в первую очередь те отношения, где нравственный фактор является самым главным и решающим. Опять-таки, современный подход к этой теме предполагает, чтобы главным фактором было право, закон: «вот есть закон и живите по закону; и закон все отрегулирует». Но мы, во-первых, знаем, что не все законы в полной мере отражают чаяния людей. Есть законы, которые не в полной мере отражают нравственную основу человеческой личности. Есть законы плохо написанные, есть законы, едва принятые большинством, есть законы, которые подвергаются критике со стороны большого числа людей, а есть еще проблемы низкой культуры, в том числе правовой, что ведет к высокому уровню криминализации. Все эти факторы приводят к мысли о том, что только закон не может быть регулятором человеческих отношений.
Мы делаем добро или зло не потому, что есть закон — мы законов часто не знаем. Мы делаем добро или, наоборот, зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Из нашего ума, из нашего сердца происходит эта мотивация, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение, в том числе в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество. Никакие законы, в отрыве от нравственности, неспособны установить справедливые мирные отношения между людьми, особенно если речь идет о таких обществах, где есть представители разных культур, разных религий, разного отношения к религии в принципе — многоконфессиональных, многоэтнических обществах.
Почему мы глубоко убеждены в том, что преподавание Основ православной культуры так важно, особенно для России? Потому что одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Для России это один из самых важных вопросов. Когда мы дискутировали относительно того, что преподавать в школе, то были люди, которые говорили: «нельзя преподавать основы религиозной культуры, потому что это разделит детей, это разделит общество, это спровоцирует конфликты». А мы, отталкиваясь уже от своего собственного опыта, говорили: «преподавание основ религиозной культуры (в первую очередь мы вели речь о православной культуре) никогда не спровоцирует никакого напряжения». А почему? А потому, что убедить человека православного в том, что он должен хорошо относиться к носителю другой религии или к представителю другой нации можно только через апелляцию к его собственным убеждениям. Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что всем нужно жить дружно. Вот это ведет к пустым фразам, к пустым словам, это как ветер по крыше — прогремел и полетел дальше, в момент удара по крыше все обращают внимание, а затем забывают. Пустые фразы — это то же самое. И когда нас призывают к толерантности, то есть к терпимости, политкорректности, то это пустой звук, который не наполняется никаким реальным содержанием.
А что сделать для того, чтобы это не был пустой звук, чтобы люди могли жить в мире, несмотря на религиозные и национальные отличия? Нужно делать то, что мы теперь делаем: опираясь на свою собственную аргументацию, в данном случае православную, формировать доброжелательное отношение к другим. И тогда эта аргументация, связанная с религиозными взглядами человека, становится самой сильной и самой убедительной.
В эти дни я имел возможность встречаться с руководителями северокавказских республик. Они мусульмане, мы говорили на эту тему, и они полностью со мной соглашались в том, что учить мусульман доброму отношению к христианству должен ислам. В исламе много аргументов в пользу того, чтобы воспитать такого мусульманина — это будет в соответствии с их религиозной традицией.
А как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, святые отцы, на основании того предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею или буддисту, представителю какой-то другой религии опирается на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.
Это то, что касается важной темы межрелигиозных отношений. Но у нас есть и другая очень важная тема — это человеческое счастье, это благополучие. Мы знаем, что никакими деньгами невозможно купить любовь — не лживую, не продажную, а подлинную любовь. Никаким деньгами вы это чувство не можете возбудить в человеке. Может быть обман, может быть игра, может быть видимость этих чувств, но подлинного чувства невозможно возбудить деньгами. Это в глубине сердца, и ведь каждый это знает, — как и то, что невозможно быть добрым за деньги, или под давлением власти, или под давлением каких-то внешних обстоятельств.
Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта — это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.
Поэтому я с очень большим вниманием отношусь ко всему, что происходит в сфере религиозного образования в нашей стране, и не только в нашей стране. Я хотел бы отметить определенные успехи, хотя, может быть, эти успехи еще не в полной мере соответствуют масштабам страны и масштабам поставленных перед нами задач. И олимпиады, которые очень содействуют успеху этого доброго дела, одновременно являются механизмом продвижения всех этих правильных, на мой взгляд, мыслей и показателем того, что у нас происходит.
Я хотел бы выразить сердечную благодарность всем, кто организует олимпиаду — ПСТГУ, Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благотворительному фонду «Мета». С 2013 года к организации олимпиад подключился благотворительный фонд святого Василия Великого, и я хотел бы поблагодарить его руководителей и учредителей за эту работу.
Мне кажется, нужно, чтобы как можно больше высших учебных заведений поддерживали олимпиаду, и я рад, что в этом году к работе подключился также Российский православный университет. Надеюсь, что все больше и больше высших учебных заведений будут участвовать в этой работе.
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и еще раз выразить свою радость в связи с тем событием, которое сейчас имеет место. Хотел бы особенно поблагодарить лауреатов, победителей олимпиады за их энергию, за их инициативу, за их труд, который они положили для достижения этой высокой и почетной цели. Пусть благословение Божие пребывает над нашей молодежью, над нашими школами, над нашими юношами, девушками, детьми — над всеми, кто со тщанием изучает Основы православной культуры. Помогай вам Бог.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси