Москва ― 2007
Введение
Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Москва ― 2007
Введение
Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» разработана с учетом:
- законодательства Российской Федерации об образовании, обеспечения законных интересов и прав в области образования граждан Российской Федерации, всех участников образовательного процесса;
- современной практики преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации учебных курсов религиозной культуры (православной, исламской, иудаизма и др.), других мировоззренческих, этических учебных курсов;
- содержания информационно-методических материалов, подготовленных ранее по вопросам изучения религий, религиозной культуры в общеобразовательных учреждениях государственными федеральными и региональными органами управления образованием, в том числе с участием Русской Православной Церкви (письма Минобразования России [1], органов управления образованием субъектов Российской Федерации);
- Предложений Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования, подготовленными по обращению Министра образования и науки РФ [2];
- содержания и положений Обоснования по данной теме, направленного в Минобрнауки России от Русской Православной Церкви в 2006 г. [3] и Предложений Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях от 9 октября 2007 г.
Концепция кратко раскрывает социокультурные, научно-педагогические и организационные подходы к решению проблемы духовно-нравственного образования школьников в современном полимировоззренческом и многоконфессиональном российском обществе, в том числе приобщения учащихся к историческим и культурным основам традиционных религий народов России. Концепция направлена на совершенствование духовно-нравственного образования детей и молодежи в Российской Федерации в процессе получения ими общего образования, их воспитания и социализации с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи школьника.
Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе ― к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.
1. Общие положения
В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе предлагается при обновлении государственных стандартов общего образования включить в базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (БУП) ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания.
Данные учебные предметы составят в учебном плане новую образовательную область (область учебных предметов, дисциплин) с названием «Духовно-нравственная культура». Состав этой образовательной области включает учебный предмет «Православная культура», учебные предметы по истории и культуре других культурообразующих религиозных традиций народов России, а также учебный предмет нерелигиозного этического философско-культурологического содержания, ориентированный на потребности нерелигиозной части российского общества.
1.1. Социокультурные и правовые основы введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений
В Российской Федерации в Основном Законе государства ― Конституции РФ ― закреплено признание идеологического многообразия российского общества. Запрещается установление обязательной или государственной идеологии или религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Это обусловило принципиальные изменения в организации, содержании и методах изучения религий в государственной и муниципальной системе общего образования в сравнении с положением, бывшем ранее в атеистическом государстве.
Демократический характер современного российского государства предполагает учет мировоззренческих и культурных особенностей разных социальных групп. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования, прежде всего в учреждениях общего образования. Государство должно с уважением отнестись к этим потребностям и обеспечить их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов.
Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми, чьи семьи, их родители (законные представители) считают себя последователями определенных религий, истории и культуры этих религий и в соответствующем духовно-нравственном воспитании, приобщении детей к духовно-нравственным ценностям, нормам поведения, принятым в соответствующих религиозных традициях. Это традиции, которые являются культурообразующими для народов России, больших социальных групп, в значительной степени формируют уклад их жизни и в целом составляют неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества.
Конституционный принцип светскости Российского государства закрепляет отделение государства от Церкви и других религиозных объединений, не допускает подмены деятельности органов государственной власти и местного самоуправления деятельностью религиозных организаций. В то же время он не препятствует взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в области образования по вопросам удовлетворения образовательных потребностей граждан. Такое взаимодействие, сотрудничество является общепринятой практикой во многих современных демократических светских государствах.
В современных условиях, с учетом имеющейся практики такого взаимодействия, оно включает, прежде всего, вопросы подготовки и экспертизы учебно-методического обеспечения, подготовки педагогов, преподающих курсы религиозной культуры в общеобразовательных учреждениях. Кроме этого, предметом взаимодействия являются общие вопросы интеграции учащихся в национальную культуру, воспитания, социализации в обществе, профилактики социальных девиаций и др.
В различных регионах Российской Федерации получила широкое распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религий, распространенных в российском обществе: православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и ряда других.
Преподавание таких предметов и курсов строится на соответствующей религиозной мировоззренческой основе и с тем или иным участием соответствующих религиозных организаций. Приобщение детей к истории и традициям этих религий рассматривается религиозной частью россиян в качестве обязательного элемента их мировоззренческой, культурной и этнической самоидентификации, а также нравственного развития и формирования личности ребенка.
В то же время другая часть российского общества выражает потребность в том, чтобы их дети формировали свою мировоззренческую и культурную идентичность, нравственные убеждения вне религиозных мировоззрений и традиций и соответственно получали мировоззренческие и этические знания, сведения о религиях в государственной и муниципальной школе на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
Духовно-нравственный компонент общего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения всех школьников.
Поэтому желательно, чтобы учащиеся, которые не изучают курсы религиозной культуры, в это же учебное время изучали аналогичные этические, мировоззренческие учебные курсы (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т.п.), формирующие нравственную культуру личности на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, нравственных идеалов, образцов поведения.
1.2. Цели и принципы введения новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Цели введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений:
- развитие воспитания детей в системе государственного и муниципального образования, расширение возможностей для формирования духовной культуры и нравственности детей в общеобразовательных учреждениях, что сознается обществом как одно из основных условий преодоления негативных социальных тенденций и процессов;
- реализация образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие, в том числе конфессиональные группы населения в Российской Федерации, их детей в государственной и муниципальной системе образования, в общеобразовательных учреждениях;
- упорядочение практики изучения в общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры разных конфессий, а также других мировоззренческих, этических, философско-религиоведческих учебных курсов, разработанных на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
Принципы введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений:
- соблюдение конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания всех участников образовательного процесса;
- сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе на основе соблюдения гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
- право семьи, родителей на получение их детьми общедоступного образования в государственной и муниципальной системе общего образования с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи, народа;
- общепризнанный принцип приоритета семьи в воспитании детей, формировании их мировоззрения и культурной идентичности, невмешательство в вопросы мировоззренческого и культурного самоопределения ребенка государства, школы, религиозных и иных мировоззренческих, идеологических организаций;
- добровольность и возможности выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста изучения одного из учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» независимо от принадлежности его семьи или его самого к той или иной религиозной организации или отношения к религии;
- комплексный учет правовых норм законодательства об образовании: о единстве федерального культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования; светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свободе и плюрализме в образовании; демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; обеспечении в содержании образования интеграции личности в национальную и мировую культуру; необходимости учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 2, 14), а также соответствующих принципов и норм международного права, положений международных документов, участником которых является Российская Федерация.
1.3. Место и формат образовательной области «Духовно-нравственная культура» в школьном учебном плане
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» включается в учебный план общеобразовательных учреждений наряду с другими, имеющимися образовательными областями («Филология», «Естествознание» и др.) под указанным названием, без раскрытия ее конкретного предметного состава, который может отличаться в различных общеобразовательных учреждениях.
В учебном плане конкретного образовательного учреждения в рамках образовательной области Духовно-нравственная культура» указывается перечень учебных предметов данной образовательной области, преподаваемых в данном образовательном учреждении («Православная культура», «Исламская культура», «Этика и философия» и др.) в зависимости от параметров образовательного запроса граждан ― родителей обучающихся.
Минимальная учебная нагрузка по новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» должна составлять не менее 2 учебных часов в неделю по всем годам обучения (1-11 классы). Все учебные предметы по выбору в рамках образовательной области преподаются с одинаковой учебной нагрузкой, соответствующей принятой минимальной учебной нагрузке по образовательной области «Духовно-нравственная культура» (2 часа в неделю).
Не допускается снижение минимальной учебной нагрузки по одному из учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» в пользу других предметов данной образовательной области.
При этом не предусматривается увеличения обязательной учебной нагрузки на школьников, поскольку учебные часы выделяются за счет регионального (национально-регионального) компонента учебного плана (1 час в неделю) и компонента образовательного учреждения (1 час в неделю). Это не влечет и ликвидации указанных компонентов учебного плана, поскольку в настоящее время учебная нагрузка на каждый из этих компонентов превышает 1 учебный час в неделю по годам обучения. Кроме того, наиболее распространенной современной практикой является преподавание учебных курсов по истории и культуре религий, этике именно за счет часов данных компонентов учебного плана.
1.4. Структура и содержание образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Новую образовательную область учебного плана «Духовно-нравственная культура» составляют ряд учебных предметов (предметных областей) религиозно-культурологического содержания и учебный предмет (предметная область) нерелигиозного этического философско-культурологического содержания (возможные названия «Этика», «Мораль», «Этика и философия»).
Учебные предметы религиозно-культурологического содержания и учебный предмет философско-этического содержания могут состоять из ряда УМК (учебно-методические комплексы – комплекты пособий в составе программы, учебника, методического пособия и др.), учебных курсов, модулей, рассчитанных на разные классы и (или) ступени общего образования, ориентированных на различные части содержания образования по данному предмету (см. схему). В целом по каждому из учебных предметов они должны заполнять минимальную учебную нагрузку по образовательной области: ― 2 учебных часа в неделю.
Например, по учебному предмету «Православная культура» это могут быть уже имеющиеся или разработанные в будущем целостные УМК по всем годам обучения или отдельным ступеням обучения. Наряду с ними ― отдельные учебные курсы, модули по разным годам обучения или тематическим разделам содержания образования по предмету: Основы православной культуры, Основы Православия, История Церкви, Основы нравственности, Православное искусство, Жития Святых, Церковно-славянский язык, Церковное пение, Русская православная культура, Православный календарь и др. ― также на основе имеющихся пособий или тех, которые могут быть созданы в дальнейшем. Данные курсы и пособия могут быть рассчитаны на различное число учебных часов для их преподавания и изучения, но целесообразно использовать учебные курсы с минимальной учебной нагрузкой от 35 учебных часов и больше, учебные модули (части курсов) с нагрузкой от 16 учебных часов и больше.
По учебному предмету «Этика и философия» это могут быть также имеющиеся или разработанные в будущем УМК и учебные курсы по годам обучения: Этика, Основы морали, Философия и культурология и др. также на основе имеющихся пособий или пособий, которые могут быть созданы в дальнейшем.
Содержание образования по учебным предметам религиозной культуры разрабатывается с участием соответствующих религиозных организаций.
Количество учебных предметов религиозной культуры в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура» не ограничивается и определяется образовательными потребностями граждан, родителей обучающихся. Включение нового учебного предмета религиозной культуры в образовательную область «Духовно-нравственная культура» осуществляется при выполнении условий, указанных в п. 1.5.
1.5. Организация преподавания учебного предмета «Православная культура» и других учебных предметов в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Первичное решение об организации преподавания учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» в конкретном образовательном учреждении принимается органом самоуправления учреждения (Совет школы и т.п.). В принятии решения должны участвовать представители администрации, родителей учащихся, педагогических работников.
Основанием для организации преподавания учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» является предварительное проведение исследования (опроса) родителей обучающихся в данном образовательном учреждении с целью выявления структуры образовательного запроса на учебные предметы этой образовательной области. После чего определяются:
- состав учебных предметов в образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» для преподавания в данном учреждении, ступени и классы, в которых будет организовано преподавание;
- состав «наполняющих» каждый учебный предмет и заполняющих учебную нагрузку по ступеням и годам обучения целостных УМК и (или) учебных курсов с учетом федерального и регионального перечней учебников и пособий, подготовленных органами управления образованием (см. п. 2.5.) и наличия самих этих пособий. При недостатке пособий возможно временное неполное заполнение ресурса учебных часов по годам и ступеням обучения;
- кандидатуры учителей по каждому учебному предмету (см. п. 1.8.), способных вести преподавание избранных курсов по имеющимся УМК, пособиям.
Класс обучающихся по учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура» формируется при условии:
- наличия в классе или учебной параллели хотя бы одной группы из не менее 12-14 (меньше ― нецелесообразно) учащихся, чьи родители выражают желание, чтобы их дети изучали конкретный учебный предмет;
- наличия кандидатуры учителя с необходимой педагогической квалификацией, подготовленного к преподаванию данного учебного предмета и желающего его преподавать. Учителя по предметам религиозной культуры должны иметь рекомендацию от соответствующей религиозной организации (см. п. 1.8);
- наличия необходимого учебно-методического обеспечения для преподавания учебного предмета хотя бы на один год обучения (см. п. 2.5.).
Государственные и муниципальные органы управления образованием в рамках своей компетенции и возможностей организуют и осуществляют работу по обеспечению наличия указанных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан. По учебным предметам, курсам религиозной культуры эта работа проводится при взаимодействии с соответствующими религиозными организациями в рамках специальных соглашений, договоров о сотрудничестве.
В случае временного отсутствия указанных необходимых организационных условий, органы управления образованием в субъектах Российской Федерации, администрация общеобразовательных учреждений могут временно замещать учебную нагрузку по образовательной области «Духовно-нравственная культура» региональными курсами историко-обществоведческой, духовно-нравственной направленности. В крайнем случае, при отсутствии возможности в отдельных образовательных учреждениях, на отдельных ступенях образования, в отдельных классах организовать преподавание и таких учебных курсов, допускается временно использовать учебную нагрузку по данной образовательной области для преподавания истории (история России, региональный компонент).
1.6. Выбор учебных предметов в рамках образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Выбор учебного предмета образовательной области «Духовно-нравственная культура» является исключительно правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Мнение самих обучающихся учитывается с определенного возраста (14, 16, 18 лет в разных государствах). Оптимально ― с 18 лет или с начала обучения в старшей школе, со ступени среднего (полного) общего образования.
Администрация общеобразовательного учреждения при записи ребенка в 1 класс обязана ознакомить родителей (иных законных представителей) с содержанием предлагаемых образовательных программ по всем учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура», преподавание которых ведется в данном учреждении. После чего необходимо получить письменное согласие (возможно одного из родителей при отсутствии письменного возражения другого родителя) на изучение ребенком одного из этих учебных предметов.
Первичный выбор родителями для своего ребенка, уже обучающегося в образовательном учреждении, учебного предмета образовательной области «Духовно-нравственная культура» осуществляется в порядке, указанном в п. 1.5. При поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение, в котором уже организовано преподавание учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура», выбор осуществляется из ведущихся в школе учебных предметов. При отсутствии в данном образовательном учреждении преподавания учебного предмета, востребованного семьей обучающегося, введение преподавания востребованного учебного предмета может быть организовано при наличии условий, указанных в п. 1.5.
Допускается одновременное изучение учащимся по желанию его семьи и самого учащегося с определенного возраста более чем одного учебного предмета образовательной области «Духовно-нравственная культура» в случае, если это не препятствует получению им обязательного образования по другим учебным предметам и может быть реализовано в данном образовательном учреждении.
При невозможности по объективным причинам (например, численность группы учащихся менее установленного количества) организовать преподавание учебного предмета религиозной культуры, востребованного семьей обучающегося, учащемуся предлагается изучать учебный предмет «Философия и этика».
Все вопросы, связанные с отказами от изучения учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура», решаются в конкретном образовательном учреждении администрацией учреждения с участием органа самоуправления и при комплексном учете: прав, законных интересов и комфортного психологического состояния обучающегося и его семьи; рекомендаций органа управления образованием субъекта Российской Федерации; местных особенностей и возможностей образовательного учреждения.
В исключительных случаях для учащихся, чьи семьи выражают письменный отказ от изучения их детьми любых учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура», в это учебное время могут быть организованы занятия по индивидуальному учебному плану. Это могут быть занятия в разных формах по другим основным учебным дисциплинам или учебным курсам по выбору, преподающимся в данном учреждении, желательно социально-гуманитарным (историко-обществоведческие, краеведческие курсы регионального компонента и т.п.).
Освобождение от любых учебных занятий таких учащихся на время преподавания учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» не допускается. Исключения из этого правила возможны в случае, когда урок (уроки) по данным учебным предметам стоят в учебном расписании последним (последними) и получено письменное согласие родителей на освобождение их ребенка от этих уроков и его индивидуальный уход из школы или обязательство забрать ребенка из школы.
Родители (законные представители), с учетом мнения ребенка, достигшего определенного возраста, имеют право перевести его на обучение другому учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура», но только с начала очередного учебного года. Соответствующие письменные заявления родителей (одного из родителей при отсутствии письменного возражения другого родителя), а в случае, если ребенок достиг определенного возраста, еще и заявление учащегося, принимаются к рассмотрению администрацией образовательного учреждения не позднее, чем за 3 месяца перед началом очередного учебного года.
1.7. Контроль знаний и аттестация учащихся по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Текущий контроль знаний учащихся по всем учебным предметам образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» и аттестация по итогам учебной четверти (триместра), учебного года осуществляется в общеобразовательном учреждении на общих основаниях, как при изучении других основных учебных дисциплин.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам образовательной области должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самодеятельной творческой, познавательной деятельности: различные конкурсы среди учащихся и групп учащихся, выступления, культурные мероприятия в школах и вне школ и т.п.
Учитывая вариативный характер учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура», их свободный выбор семьей обучающегося с начала каждого учебного года, а также направленность их содержания на духовно-нравственное становление личности ребенка в рамках определенной мировоззренческой и культурной традиции, результаты итоговой аттестации учащихся по всем учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» выставляются в документы государственного образца о получении образования исключительно по желанию выпускника.
1.8. Условия допуска к преподаванию учителей по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Учитывая направленность содержания учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» на духовно-нравственное становление личности ребенка в рамках определенной мировоззренческой и культурной традиции, предусматривается особая процедура определения кандидатур учителей по данным предметам.
Кандидатуры учителей по учебным предметам религиозной культуры определяются при условии:
- согласия учителя преподавать данный учебный предмет;
- наличия у него педагогической квалификации, необходимой для допуска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении;
- наличия рекомендации от соответствующей религиозной организации, с которой государственным федеральным или региональным органом управления образованием (с учетом их компетенции) заключены соглашения о содержании и процедуре оформления такой рекомендации.
В качестве учителей по учебным предметам религиозной культуры («Православная культура» и др.) в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение могут быть приняты на работу служители религиозного культа или работники из числа религиозного персонала Русской Православной Церкви при наличии у них образования необходимого уровня в соответствии с действующим законодательством, а также официального направления от соответствующей религиозной организации.
Кандидатуры учителей по учебному предмету «Этика и философия» определяются при условии:
- согласия учителя преподавать данный учебный предмет;
- наличия у него педагогической квалификации, необходимой для допуска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении;
- наличия рекомендации органа самоуправления общеобразовательного учреждения (решение органа самоуправления по представлению администрации образовательного учреждения).
1.9. Оценка деятельности образовательного учреждения по преподаванию учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура»
При аттестации и государственной аккредитации общеобразовательного учреждения устанавливается:
- наличие в нем созданных условий для удовлетворения образовательных запросов граждан на изучение их детьми учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура»;
- соответствие содержания преподающихся в учреждении учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» соответствующим ориентировочным образовательным стандартам, примерным учебными программам, перечням предлагаемых для использования федеральными и региональными органами управления образованием учебных курсов, пособий, других образовательных материалов.
Уровень и качество подготовки обучающихся, текущая успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» государственными и муниципальными органами управления образованием не контролируются и не оцениваются.
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и устанавливает систему информационных показателей, по которым органы управления образованием субъектов Российской Федерации ведут мониторинг практики преподавания учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура».
Результаты мониторинга ежегодно сообщаются в федеральный орган управления образованием для совершенствования деятельности по удовлетворению образовательных запросов граждан Российской Федерации на духовно-нравственное образование детей в системе общего образования, разрешения возникающих проблем, устранения недостатков.
Результаты мониторинга по всем субъектам Российской Федерации ежегодно публикуются в средствах массовой информации.
2. Содержание образования по учебным предметам новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» и его стандартизация
2.1. Содержание образования по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура», способы его структурирования и стандартизации
Преподавание учебных предметов федерального компонента общего образования в настоящее время ведется на основе соответствующих государственных образовательных стандартов, включая обязательные минимумы содержания образования и примерные программы, ответственность за разработку которых несут государственные органы управления образованием.
В образовательной практике уже используются, преподаются различные учебные курсы религиозной культуры, а также курсы философско-этического содержания. По этой причине целесообразна нежесткая форма стандартизации содержания образования по учебным предметам данной образовательной области в форме ориентировочного образовательного стандарта или примерного содержания образования по каждому предмету.
Это перечни основных элементов содержания образования (понятия, феномены культуры, факты, события, персоналии и др.), достаточно целостно представляющие конкретную предметную область в целом и (или) по ступеням общего образования. Разработчик УМК по учебному предмету на данной ступени общего образования должен раскрыть в соответствующих учебниках все элементы содержания образования, включенные в ориентировочный образовательный стандарт (примерное содержание образования) на данной ступени с учетом принятых дидактических и методических требований.
По указанной выше причине также возможна подготовка по каждому из учебных предметов не одной, а нескольких (сборника) примерных учебных программ, поскольку в образовательной практике используется много учебных программ по религиозной культуре, этике, и нет общепринятой последовательности изложения основных разделов учебного материала. Такой подход также позволит учесть содержание имеющихся учебников, пособий, УМК, используемых в практике и хорошо зарекомендовавших себя, которые могут быть отнесены к той или иной предметной области.
Разработка всех материалов по стандартизации содержания образования учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» осуществляется на основе преемственности. Это предполагает использование ранее выпущенных официальных информационных и методических материалов, в том числе подготовленных с участием централизованных религиозных организаций (письма федерального министерства образования, документы и материалы региональных органов управления образованием и др.).
Принимается единая форма стандартизации содержания образования для всех учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура». Она должна соответствовать форме стандартизации содержания образования по другим основным учебным дисциплинам и отражать специфику содержания, целей, условий изучения учебных предметов данной образовательной области.
В первую очередь разрабатываются ориентировочные образовательные стандарты и примерные учебные программы по пяти учебным предметам: «Православная культура», учебные предметы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма, а также по учебному предмету «Этика и философия». Эти учебные предметы, курсы в основном изучаются в школах в регионах России [4], на их преподавание имеется существенный образовательный запрос со стороны родителей обучающихся, в целом они обеспечивают наличие альтернативы и свободы выбора для подавляющего большинства российских семей и школьников.
На последующем этапе проводится разработка аналогичных материалов для преподавания учебных предметов по истории и культуре других религий, на изучение которых будет выявлен адекватный образовательный запрос.
2.2. Содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и его стандартизация
Ориентировочный образовательный стандарт, примерные учебные программы по учебному предмету «Православная культура» разрабатываются с учетом содержания уже используемых в образовательной практике материалов: учебников, пособий, учебных программ и др. в разных регионах России. Прежде всего тех, которые прошли экспертизу на федеральном или региональном уровнях, допущены для использования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительных пособий, пособий для факультативов, спецкурсов, курсов по выбору.
К подготовке и экспертизе ориентировочного образовательного стандарта, примерных учебных программ по учебному предмету «Православная культура» привлекаются работники научных центров, преподаватели вузов, педагоги, разработчики учебных пособий, специалисты из регионов, в которых имеется практика преподавания в школах курсов православной культуры, а также официальные представители Русской Православной Церкви (по согласованию).
В 2002 г. разработано, выпущено и используется в практике Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16). Данный материал был подготовлен рабочей группой, созданной в Министерстве образования Российской Федерации с участием специалистов ведущих научных центров и представителей Русской Православной Церкви, официально согласован с Русской Православной Церковью. Название «Примерное содержание образования» соответствовало месту данного учебного предмета в учебном плане как курса по выбору.
Для учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» данный материал используется как основа для подготовки ориентировочного образовательного стандарта.
Дополнительно могут быть привлечены материалы по теме, разработанные в субъектах Российской Федерации, особенно в тех, в которых практика изучения курсов православной культуры в школах получила широкое распространение.
2.3. Содержание образования по учебным предметам других религиозных традиций в российском обществе и его стандартизация
Ориентировочные образовательные стандарты, примерные учебные программы по учебным предметам других религиозных традиций, имеющих распространение в российском обществе (ислам, буддизм, иудаизм и др.), разрабатываются с учетом содержания уже используемых в образовательной практике в разных регионах России материалов: учебников, пособий, учебных программ и др. Прежде всего тех, которые прошли экспертизу на федеральном или региональном уровнях, допущены для использования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительных пособий, пособий для факультативов, спецкурсов, курсов по выбору.
К подготовке и экспертизе ориентировочных образовательных стандартов по соответствующим учебным предметам, примерных учебных программ привлекаются работники научных центров, преподаватели вузов, педагоги и методисты государственных общеобразовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования (татарским, еврейским и др.), разработчики учебных пособий, специалисты из регионов, в которых имеется практика преподавания в школах учебных курсов по истории и культуре этих религий, а также официальные представители соответствующих централизованных религиозных организаций (по согласованию).
При наличии нескольких централизованных религиозных организаций, представляющих одну религиозную традицию, из их представителей создаются согласительные комиссии. Они выступают единым «заказчиком» и партнером в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления по решению всех вопросов, связанных с разработкой содержания образования по данной религиозной традиции, культуре, его рецензированием и организацией преподавания в российской государственной и муниципальной школе.
2.4. Содержание образования по учебному предмету «Этика и философия» и его стандартизация
Ориентировочный образовательный стандарт, примерные учебные программы по учебному предмету «Этика и философия» разрабатываются с учетом содержания уже используемых в образовательной практике материалов: учебников, пособий, учебных программ и др. в разных регионах России. Прежде всего тех, которые прошли экспертизу, допущены для использования в общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительных пособий, пособий для факультативов, спецкурсов, курсов по выбору.
К разработке и экспертизе ориентировочного образовательного стандарта, примерных учебных программ по учебному предмету «Этика и философия» привлекаются работники научных центров, преподаватели вузов, педагоги и методисты образовательных учреждений, в которых преподаются такие курсы, разработчики учебных пособий.
В качестве основы для ориентировочного образовательного стандарта по учебному предмету нерелигиозного этического философско-культурологического содержания используется вариант учебного стандарта по предмету «Нравственность (мораль)», подготовленный в процессе разработки государственных общеобразовательных стандартов первого поколения (1998-1999 гг.) в Институте содержания и методов обучения РАО [5].
Дополнительно могут быть привлечены материалы по теме, разработанные в субъектах Российской Федерации, особенно в тех, в которых практика изучения таких учебных курсов в школах имеет распространение.
2.5. Учебно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов новой образовательной области «Духовно-нравственная культура»
В настоящее время все учебные курсы, которые могут составить «наполнение» учебных предметов новой образовательной области БУП «Духовно-нравственная культура», преподаются за рамками федерального компонента общего образования. Соответственно, организация их преподавания, экспертиза учебных пособий регулируются и проводятся в основном государственными органами управления образованием в регионах, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.
В разных регионах параметры образовательного запроса на изучение религиозной культуры разных традиций, нерелигиозной духовной культуры и этики, наличие учебно-методического обеспечения, кадров подготовленных педагогов существенно различаются. В этих условиях право заполнения учебной нагрузки по предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» по годам обучения в базисном учебном плане конкретными УМК, учебными курсами, по крайней мере, на первом этапе, целесообразно предоставить органам управления образованием субъектов Российской Федерации.
В каждом субъекте Российской Федерации с учетом ориентировочных образовательных стандартов и примерных программ по первым пяти учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» из состава используемых в регионе пособий формируется региональный перечень учебников и пособий, допущенных для использования в преподавании учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура».
Если в регионе ведется преподавание других учебных предметов, курсов, по религиозной культуре, на которые имеется образовательный запрос, составляется дополнительный перечень (перечни) учебных пособий. Все региональные перечни направляются в Министерство образования и науки РФ, где готовится обобщенный федеральный перечень учебников и пособий, допущенных для использования в преподавании учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура».
При необходимости проводится дополнительная научно-педагогическая и конфессиональная экспертиза отдельных пособий. Учитываются перечни допущенных ранее для использования в общеобразовательных учреждениях пособий и курсов (федеральные перечни на 2004-2005 учебный год и ранее, разделы курсов регионального и школьного компонентов, дополнительного образования и воспитания), а также результаты мониторинга образовательной практики в регионах. На основе дополнительных перечней учебных пособий по другим (кроме первых четырех) предметам по религиозной культуре, может быть организована разработка ориентировочных образовательных стандартов, примерных учебных программ.
Для осуществления этой работы в Министерстве образования и науки РФ образуется специальный информационно-аналитический и методический отдел с ответственными специалистами по каждому учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура».
В общеобразовательном учреждении учебники, пособия по предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» выбираются по соответствующим предметам из федерального перечня и регионального перечня данного субъекта Российской Федерации.
Состав используемых в школе пособий по всем учебным предметам образовательной области утверждается решениями педагогического совета и органа самоуправления учреждения. На основе этих решений оформляется заявка на учебники и пособия в органы управления образованием, которые проводят закупку соответствующих пособий в порядке, установленном для учебно-методического обеспечения других основных учебных дисциплин.
Федеральный и региональные перечни ежегодно обновляются с учетом появления новых пособий, опыта использования пособий в практике, отзывов педагогов, общественности, религиозных организаций. Все пособия для преподавания учебных предметов религиозной культуры во всех перечнях согласуются с соответствующими религиозными организациями по процедуре, установленной соответствующими соглашениями.
В целях развития учебно-методического обеспечения по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» на первом этапе внедрения новой образовательной области целесообразно оказание государственной поддержки посредством проведения ряда конкурсов на определение лучших из имеющихся и создание новых УМК, учебников, пособий по всем учебным предметам образовательной области.
3. Планирование работ по включению в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура»
Практическая реализация включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» осуществляется по детальному плану мероприятий, рассчитанному не менее чем на 5 лет.
Данный план предусматривает поэтапную работу с привлечением к ней на первом этапе регионов, в которых практика изучения в школах учебных предметов, курсов по истории и культуре православия уже получила широкое распространение. Аналогичные планы разрабатываются и реализуются по каждому учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура».
На примере выполнения работ по включению в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в указанном плане мероприятий целесообразно предусмотреть следующие основные действия.
1. Создание рабочей группы Минобрнауки России и Русской Православной Церкви для реализации мероприятий по включению в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура». В ее работе должны участвовать специалисты научных центров и официальные представители Русской Православной Церкви, имеющие необходимый опыт по данной теме и профессиональную квалификацию.
В дальнейшем необходимо создание подразделения специалистов по данной теме как части новой организационной структуры по образовательной области «Духовно-нравственная культура» в федеральных органах управления образованием. Данная рабочая группа (в последующем структурное подразделение в федеральных органах управления образованием) является координатором и главным исполнителем последующих мероприятий, часть из которых могут реализовываться параллельно (по календарному графику).
2. Разработка материалов по стандартизации содержания образования по учебному предмету «Православная культура» в формате, принятом для других основных учебных предметов, общеобразовательных стандартов.
Ориентировочный образовательный стандарт разрабатывается на основе Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» путем его обновления, доработки.
3. Изучение педагогического опыта, подготовка с учетом его обобщения Сборника примерных учебных программ по учебному предмету «Православная культура» для всех ступеней общего образования, по отдельным ступеням общего образования (начальная, основная, старшая школа). Подготовка соответствующего перечня учебников и пособий, рекомендаций по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
4. Разработка нормативно-правовой базы. Подготовка детальных рекомендаций, инструкций, информационно-методических материалов государственным и муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных учреждений по организации преподавания учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура», включая процедуру допуска к преподаванию педагогов с учетом наличия рекомендации от организаций Русской Православной Церкви, другие организационные вопросы.
5. Организация и проведение Всероссийского конкурса учебников, учебных пособий, учебных комплектов (УМК) по годам и ступеням обучения для преподавания учебного предмета «Православная культура» на всех ступенях общего образования. В конкурсе участвуют издательства и авторы уже используемых УМК и пособий, а также выделяется особая номинация на подготовку новых УМК, учебников, пособий.
Проводится широкая научно-педагогическая, церковная, государственно-общественная экспертиза представленных на конкурс учебников, учебных пособий, учебных комплектов (УМК) по годам и ступеням обучения для преподавания различных учебных курсов в рамках учебного предмета «Православная культура». После доработки по результатам экспертизы, они включаются в федеральные перечни учебников и пособий, предназначенных для использования в образовательной практике.
6. Изучение, обобщение опыта и создание системы подготовки учителей по учебному предмету «Православная культура» с участием организаций Русской Православной Церкви. Изучение и обобщение имеющихся, разработка новых учебных курсов для педагогических вузов, создание в них системы подготовки будущих учителей по предмету в начальной школе; в основной и средней (полной) школе.
Проектирование и создание единой системы переподготовки и повышения квалификации учителей в региональных центрах повышения квалификации педагогических работников (ИПК и др.). Школьные учителя по предмету «Православная культура» минимально должны иметь общую образовательную подготовку по содержанию предметной области (в настоящее время адекватно представленной Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура»), а также знать содержание всех основных используемых в практике УМК и пособий.
7. Определение перечней субъектов Российской Федерации (с их согласия) для участия в поэтапном, по учебным годам, включении преподавания учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области БУП «Духовно-нравственная культура» в образовательный процесс.
Планирование и реализация работ ведутся совместно с регионами в период не менее 4-5 лет по этапам: 1) не более 5-7 регионов с уже развитой практикой изучения православной культуры; 2) 20-25 регионов; 3) 40-50 регионов; 4) все субъекты Российской Федерации.
Реализация всех действий и мероприятий на основе положений данной Концепции на всех уровнях должна осуществляться открыто и гласно, при широком участии педагогической и родительской общественности и контроле институтов гражданского общества.
Авторский коллектив: протоиерей Борис Даниленко, Метлик И.В., Петракова Т.И., протоиерей Виктор Дорофеев, Гладких Л.П., Меньшиков В.М., Понкин И.В., иерей Сергий Рыбаков, Рыжова Т.В., Слободчиков В.И., Склярова Т.В., Скоробогатов В.Д., Хребтова А.И., Янушкявичене О.Л. и др.
Текст концепции в формате Word
***
[1] Письма Минобразования России от 22 октября 2002 г. №14-52-876 ин/16, от 13 февраля 2003 г. № 01-51-, письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584 и др.
[3] Обоснование включения в федеральный базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» (вариант ― «Духовная культура и этика»)». / Письмо Управляющего делами Московского Патриархата РПЦ митрополита Калужского и Боровского Климента Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 20 ноября 2006 г. № 7850/
[5] Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги I-II / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. ― М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. ― С. 284-320.
Патриархия.ru