12 февраля в 18.00 по Московскому времени государственный телеканал «Культура» покажет телевизионную версию российской премьеры «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), состоявшейся в праздник Рождества Христова в Большом зале Московской консерватории.
Произведение, исполненное Государственным академическим большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, хором Государственной Третьяковской галереи, хором Музыкального колледжа при Московской консерватории и Московской хоровой капеллой мальчиков под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова, вызвало горячий отклик публики, было встречено продолжительными овациями.
Музыкальная критика высоко оценила новое произведение епископа. По словам министра культуры РФ А.С. Соколова, профессионального музыковеда, «впервые в новейшей истории епископ Русской Православной Церкви, профессиональный композитор, создал совершенно новое направление в музыке XXI века». О музыкальном творчестве епископа Илариона министр рассказал на XVI Международных Рождественских чтениях.
Как отметил композитор Антон Висков, жанр духовной оратории не является лишь разновидностью музыкальной формы: «по своей сути он восходит к религиозному действу, средневековым литургическим драмам, в которых главное место занимает не иллюстрации тех или иных библейских событий, а их мистическое воспроизведение, заставляющее слушателей явиться их свидетелями и сопричастниками».
В этом смысле «Рождественская оратория» епископа Илариона, так же как и написанные им ранее «Страсти по Матфею», считает Висков, это «литургическое действо, при исполнении которого зрители становятся его полноправными участниками и молитвенниками, концертный зал таинственно преображается в некое храмовое пространство, музыканты-исполнители — в церковных певчих, дирижер — в регента или кантора, а композитор предстает перед нами как священник, несущий Слово Божие посредством музыкальных звуков».
Легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, отметивший свое 70-летие выступлением в качестве солиста в «Рождественской оратории», отметил после премьеры: «Меня восхищает и удивляет, что православный епископ выступил как композитор-новатор. Он первый, кто сумел использовать баховскую форму оратории и наполнить все 28 номеров православным каноническим духом. При этом владыка использовал современный русский язык. Это сделано смело, с новаторским подходом».
Патриархия.ru