Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу 4-й седмицы Великого поста в московском храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу 4-й седмицы Великого поста в московском храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке
Версия для печати
28 марта 2014 г. 18:12

28 марта 2014 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к прихожанам с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец Николай! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с особым чувством совершил богослужение в этом замечательном московском храме, который был известен не только в Москве, но и, может быть, во всей Руси, особенно во времена, когда храмы повсюду закрывались, разрушались, уничтожались. И этот храм в центре Москвы стоял как некая зажженная свеча, свидетельствуя всем, кто проходил мимо, — кто с радостью, а кто и со страхом, — о том, что жива вера православная на нашей земле. Это было почти немое свидетельство, потому что слова, которые здесь произносились, молитвы, которые здесь возносились, не выходили за пределы храма. Церковь на родной для себя земле, в своей собственной стране, была как в оккупации. Каждый храм, действовавший тогда, был неким островком, сохранявшим великую духовную традицию народа, и во всех этих храмах теплилась молитва за Отечество наше. И мы верим, что сегодняшняя наша свобода и возможность беспрепятственно совершать богослужения, проповедовать, в том числе через средства массовой информации, заниматься полезной для народа общественной деятельностью, воспитывать детей и молодежь, совершать дела благотворительности, работать с военнослужащими, с заключенными, нести свое слово ближним и дальним, есть не что иное, как результат того самого подвига, который совершался на небольших островках духовной свободы, что существовали в нашем Отечестве.

Я хотел бы выразить особую благодарность Вам, отец Николай, за Ваше беспорочное 60-летнее служение в священном сане. Это действительно особая дата, если принять во внимание, что в течение всех этих 60 лет, на которые выпали столь сложные и трагические события нашей истории, Вы оставались верны Господу Спасителю и Его Церкви, и силы свои полагали на то, чтобы никогда не прекращалась молитва и в этом храме, и в других храмах, чтобы слово Божие распространялось. В этом, несомненно, Ваша большая заслуга, и сегодня мы воздаем должное Вам как одному из старейших клириков Московской епархии.

Вы были верну своему пастырскому долгу. А что такое долг? Каждый знает: если он берет у кого-то деньги, то состояние, в котором он находится, и называется долгом. Имею долг — значит обязан вернуть то, что мне дали. Мы употребляем это слово и в ином значении, но и тогда оно не теряет своего первоначального смысла — пастырский долг есть обязанность пред Богом. Не пред людьми — пред Богом, потому что пастырем, священником человек становится не потому, что его выбрала какая-то группа лиц, как то имеет место в неправославных религиозных организациях. Человек становится пастырем, потому что его Сам Бог призывает к служению. Бог дарует пастырю благодать, и это означает, что священнослужитель подотчетен и ответственен в первую очередь пред Богом.

Таково православное учение о священстве. Оно подвергается критике, особенно с точки зрения господствующих в настоящее время политических и философских вкусов. Иногда нас обвиняют в том, что мы не соответствуем светским системам власти и управления, на что мы отвечаем: наша система управления проистекает не из мудрости человеческой и не является результатом философских размышлений. Наша церковная система управления восходит к Самому Господу Иисусу Христу, Который не обращался к людям и не говорил: «изберите Мне 12 апостолов», а Сам избрал их и Сам поставил на апостольское служение. Затем и апостолы, распространяя веру Христову, поставляли, часто советуясь с людьми, лучших из мужей на пресвитерское и епископское служение. А потому долг священнослужителя — в первую очередь пред Богом; и пред Богом священник кается в своих грехах, кается, что не сделал то, что должен был сделать, исповедует свое несовершенство и призывает помощь Божию.

Из сказанного вовсе не следует, что народ не имеет власти в Церкви. Он соучаствует во всем, что в Церкви происходит. Церковные решения, в том числе касающиеся назначения священнослужителей, не будут мудрыми и часто оказываются нежизнеспособными, если не принимается во внимание мнение людей, их отношение к тому или иному священнослужителю.

Вы, отец Николай, авторитетный священник, а значит, Вы осознаете свой долг и свою ответственность пред Богом и стараетесь честно вернуть этот долг Спасителю и Господу нашему. Люди видят это и поддерживают Вас, укрепляя Ваш авторитет в Церкви и в обществе.

Вот так и должно быть, на этом стоим и будем стоять. Как в Господе Иисусе Христе соединяются Божественное и человеческое, так и в церковном управлении соединяются Божественное и человеческое, Божественный авторитет и долг пред Богом с авторитетом и поддержкой священнослужителя со стороны народа Божия. Моя молитва о том, чтобы именно так, незыблемо сохранялась система церковного управления в нашей Церкви и во всем православном мире. Для этого требуются усилия и со стороны иерархии, со стороны священнослужителей, и встречные усилия со стороны народа. И когда эти усилия объединяются в едином действии, тогда Церковь становится сильной, авторитетной, обретая способность отвечать на потребности и запросы людей.

Я рад сказать все это здесь, в этом храме, чествуя 60-летие со дня хиротонии настоятеля — протоиерея Николая Смирнова. Хотел бы отметить также, что в феврале этого года исполнилось 60 лет со дня бракосочетания отца Николая с матушкой. Эти 60 лет совместной жизни являются замечательным примером для всех, в первую очередь для молодежи. «Что Бог соединил, то человек да не разлучает» (см. Мф. 19:6); и какой замечательной была бы наша семейная и общественная жизнь, если бы эта Божия заповедь сохранялась в сердцах нашего народа.

В знак моей признательности и любви хотел бы преподнести Вам этот образ Божией Матери Владимирской, а также Патриарший молитвослов. Да хранит Господь Вас и Вашу матушку на многая и благая лета! Для храма я хотел бы преподнести это праздничное кадило, дабы оно использовалось в надлежащее время за богослужениями и чтобы звон его серебряных позвонцов напоминал о сегодняшнем событии, которое выпало на Великий пост, но от того не стало менее торжественным и значительным. А для всех вас я хотел бы передать изображения святого мученика Иоанна Воина с Патриаршим благословением. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы