Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
20 апреля 2014 г. 23:26

20 апреля 2014 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Дорогая православная молодежь города Москвы, почти тысяча представителей которой сегодня находится в Храме Христа Спасителя! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и нашу православную московскую молодежь за поздравление с праздником Пасхи, обращенное ко мне в этот светозарный день, когда мы празднуем Христово Воскресение, когда мы празднуем победу Христа над злом, победу добра над злом, победу правды над неправдой. Конечно, каждый человек, живущий в сложных условиях нашего времени, понимает, что не всегда эту победу Христа можно видеть, особенно когда ложь смешивается с правдой, когда, показывая на черное, его называют белым, когда, выдвигая заведомо ложные идеи, говорят, что эти идеи не только правильные, но и спасительные и что только так, а не иначе, должно развиваться человеческое общество. И когда эти страшные, лживые мысли, слова, идеи умножаются силой средств массовой информации не в каком-то отдельно взятом месте, а в масштабах планеты, многие теряют веру в то, что правда способна победить. Многие, слыша свидетельство Церкви о том, что Христос победил зло и правда Божия победила диавольскую ложь, не могут увидеть реального подтверждения этим словам в жизни, которую мы сегодня наблюдаем.

Для того чтобы понять, что греховные, опасные для самого существования человеческой цивилизации идеи не являются некоей новацией, что они были всегда, достаточно вспомнить то, что произошло с Самим Господом и Спасителем. Люди, которые постоянно читают Слово Божие, иногда настолько привыкают к Евангельским текстам, что пропускают мимо своего сознания чрезвычайно важные свидетельства. Я хотел бы остановиться на некоторых из них — относительно лжи, претендующей на правду.

Всё, что говорили против Христа Спасителя, было ложью. Ведь удивительно: те, кто эту ложь продуцировал, прекрасно это знали. Они обвиняли Его в том, что Он называет себя царем Иудейским, зная, что никаким царем Он себя не называл. Пытаясь заручиться политической поддержкой римских оккупантов, они обвиняли Его в том, что Он претендует на власть кесаря. «Какая бессмыслица», — сказали бы трезвомыслящие люди, зная, чему учил Спаситель. Где и когда Он выступал прямо против власти кесаря? Но ведь эта ложь, в которую не верили и сами ее творцы, реально подхватывалась массами людей. Именно эта ложь спровоцировала Пилата на вынесение окончательного смертного приговора.

Мы так страдаем от клеветы! Как болезненно мы воспринимаем неправду, особенно злобную, которую о нас порой говорят! А теперь клевета, способная умножить свое воздействие через те же средства массовой информации, становится оружием и в политической борьбе, и в борьбе конкурентов, и в борьбе с человеком, который кому-то перешел дорогу или просто не нравится. И, наверное, те, кто страдает от клеветы, когда-то задавали себе вопрос «а где же Божия правда?», забывая, что и Сам Спаситель был жертвой клеветы. На Него клеветали постоянно, извращая Его слова. «Разрушающий храм (имелся в виду иерусалимский храм, общенациональная святыня) и обещавший в три дня его восстановить! Сойди со креста, и тогда мы в Тебя уверуем» (см. Мф. 27:40). Это клевета, потому что Господь не говорил, что разрушит храм. Он предрекал разрушение храма (см. Мк. 13:1-2), которое и произошло в связи с известными историческими событиями, когда Тит, сын римского императора Веспасиана, разрушил храм, но это предвидение было использовано для клеветы. Можно перечислять примеры того, как Спаситель становился жертвой лжи, клеветы, обмана, доноса, предательства — всего того, что сегодня так ранит сердца большинства людей.

Где же правда Божия? Где Пасхальная победа над злом? Но ведь собираясь в храмы Божии в день Святой Пасхи, мы реально провозглашаем эту победу. Отвечая на великий призыв «Христос Воскресе» словами «Воистину Воскресе», мы исповедуем победу Христа над самыми темными и самыми страшными диавольскими силами. Победу, которая реально присутствует в человеческой истории, но в полной мере явится в веке будущем.

А как же эта победа осуществляется в истории? Дело в том, что скрыть ложь невозможно: рано или поздно всякая ложь становится явной. В пределах своей собственной жизни каждый может убедиться в том, что всякая ложь становится очевидной. Можно и не перечислять исторические примеры. Достаточно сказать, что старшее и среднее поколение людей в нашей стране жило в то время, когда лживые идеи, лживая идеология представлялись абсолютной и конечной правдой. Никто не смел сказать, что это неправда, — это показала сама жизнь.

Почему так происходит? Почему даже самая закамуфлированная ложь, умело поданная людям, в том числе через учебный процесс, через изучение истории, философии, становится в конце концов очевидной? Да именно потому, что Христос воскрес. Именно потому, что правда Божия онтологически присуща человеческой природе. Конечно, мы эту правду можем разрушать своими собственными идолами, своей собственной жизненной философией. Мы можем идти на поводу разного рода учений, взглядов, моды, стандартов, стереотипов. Но очень трудно идти против своей собственной совести. Там, в глубине совести, в недрах нашей души, — так глубоко, что иногда до этого уровня трудно дойти, — пребывает Божия правда.

Вот почему временная власть лжи во мгновение перестает быть властью. Не потому что все люди вдруг прозрели, не потому что все они вдруг всё поняли, не потому что они отказались от того, чему их учили, а потому что явленная Божия правда соответствует внутренней правде человека, Божией правде, укорененной в нашей природе. И Воскресение Христово, открывающее врата вечной жизни, свидетельствует о том, что все, что сотворил Бог, Его замысел о мире и человеке не способна разрушить никакая сила. Воскресение Христово утверждает победу Божественного замысла о мире и человеке, и эту победу мы и называем победой жизни над смертью, потому что жизнь там, где Бог, — Он источник жизни.

Потому такие духовно насыщенные минуты, как Пасхальные, особенно переживаются сердцем и умом. Через Воскресение Господь видимым образом явил Свою победу над злом и над страшным и неотвратимым следствием зла и греха — смертью. Вот почему христианская вера, вот почему вера в Воскресение является непобедимой и непреодолимой. Вот почему она является самой оптимистической и самой вдохновляющей — потому что нет иной идеи, которая могла бы так поднять человека к небу, к тем высотам, достичь которых невозможно без помощи Божией.

Я радуюсь тому, что происходит в нашем народе. Иногда можно услышать, что современная молодежь развращена, что совершается множество преступлений против нравственности. Это правда, но нужно видеть и другую сторону нашей жизни. Вчера, посещая приходы города Москвы в больших новых районах, я имел возможность видеть лицо столицы — совсем не то, которое мы привыкли видеть на экранах телевизоров. Я видел тысячи и тысячи людей — и пожилых, и молодых, и среднего возраста, и семейные пары с детьми, с двумя, тремя и даже четырьмя детьми. Я видел светлые лица этих людей и осознавал, что на этих лицах отображается их внутреннее состояние. И когда я переносил свой взор с этих лиц на огромные здания современного мегаполиса, на бесконечные потоки автомобилей, я понимал, что и в условиях цивилизации, в которой Бог благословил нам с вами жить, мы можем и должны оставаться самими собой, исповедуя свою веру, которая преображает человека.

Конечно, огромная проблема Москвы — это недостаток храмов. Я хотел бы взять вместе с собой тех людей, которые заявляют, что храмов много, что храмы пустуют и вообще не надо деньги на храмы тратить. Я хотел бы взять их с собой, чтобы они увидели эти тысячи сияющих лиц — людей, которые ни при каких условиях не могут поместиться в одном храме, приходящемся на 170 тысяч жителей Москвы, 80 % из которых крещены в православной вере. Потому я верю, что храмы в Москве будут строиться. Не потому что этого хочет Патриарх, не потому что этого не хотят некие ангажированные люди, но потому что этого хочет наш народ. Верю, что и через строительство новых храмов будет укрепляться православная вера в наших сердцах.

Я хотел бы сердечно приветствовать молодых людей, которые сегодня здесь. Рад, что вы откликнулись на мое приглашение и пришли, чтобы в этот Пасхальный вечер помолиться вместе со своим Патриархом. Я возлагаю на вас большие надежды. Вам жить в XXI веке, может быть, даже на его излете. Вам предстоит сделать то, чего мы сделать не успеем. И на вас ляжет вся ответственность, которую вы уже сегодня разделяете с нами, по сохранению веры и утверждению Божией правды в человеческой жизни. Я хотел бы еще раз всех вас, мои дорогие, поздравить с великим и светоносным праздником и пожелать, чтобы вера, преобразующая человеческую жизнь, никогда не покидала ваши сердца, но чтобы вы, сталкиваясь с любыми трудными обстоятельствами в современной жизни, были способны, препобеждая искушения силой веры, устроять свою жизнь по закону Божиему.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина