Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Главная радость – это радость любви»

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Главная радость – это радость любви»
Версия для печати
3 июля 2014 г. 16:56

В Сан-Франциско проходит XIII Всезарубежный молодежный съезд, посвященный миссионерскому служению в сфере благотворительности и приуроченный к празднованию 20-летия прославления в лике святых архиепископа Иоанна Шанхайского. 27 июня 2014 года, на открытии съезда, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон огласил приветствие участникам съезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 30 июня в рамках съезда епископ Пантелеимон выступил с публикуемым ниже докладом.

Человек создан Богом для радости. В детстве эта радость дается даром, и, как правило, детство, несмотря на все трудности, искушения, бывает счастливым. Есть два правила, дорогие друзья, которые я советую соблюдать, если вы хотите найти эту радость и во взрослой жизни.

Первое. Современный мир и те люди, которые жили в Содоме и Гоморре, этого не знали. Они думали, что жизнь есть только удовольствие, ничего не стыдно, все позволительно, с телом можно делать все, что хочешь, не надо ничего сдерживать в себе, все это естественно. И, конечно, когда человек так живет, он вредит своей душе. Нам с вами открыта духовная радость: радость вечной жизни, радость общения с Богом. Ваша задача в молодости — эту радость найти. Сохранить то, что было в детстве, наверное, трудно, все-таки мы стали другими. Эта радость должна быть обретена на новом уровне. И для этого и нужно ходить в Церковь, для этого Господь пришел на землю, чтобы нас приобщить к этой радости.

И второе, что необходимо — найти радость, общую для всех. Не радость для меня, не радость для моей нации или друзей, которые принадлежат к моему кругу, не радость банды, которая живет по законам любви друг ко другу, но делает только то, что нужно ей, а радость, которая объединила бы нас вместе со всеми людьми. Другой нации, другой культуры, другого возраста. Вот если искать эту общую радость, тогда, конечно, она откроется.

Мир, в котором мы живем, предлагает нам много радостей, много удовольствий. Он не похож на тот, в котором был я, когда был молод. И я понимаю, как вам трудно — избежать всех ложных радостей, которые предлагаются внешним миром. И с годами, наверное, жизнь человека будет все сложнее, все сложнее будет избегать искушений. Но с Богом все возможно.

Я бы хотел с вами поговорить о том, как можно избежать этих искушений, которые встречают человека, когда он становится взрослым. Это особое время. Отец Александр Шмеман говорит, что молодость — это «отречение от детства во имя еще не наступившей «взрослости». Уже потеряно то, что было в детстве, но еще не обретено то, что человек приобретает в старости.

Искушения, которые встречаются человеку в этом мире — это те же самые искушения, с которыми сталкивался человек от сотворения мира. Те искушения, которые возникли у Евы, когда она поддалась соблазну дьявола. Те искушения, которые преодолел Господь в пустыне.

Мои дорогие, как мы только что с вами говорили, человек создан для радости. Главная радость — это радость любви. Если нет любви, то нет радости. Человек создан Богом, чтобы быть любовью. Любовь — это существо человека, он в этом подобен Богу. И если человек отказывается от этой цели, если он не стремится к ней, тогда та любовь, которая вложена в него Богом, становится самолюбием. Человек замыкается сам в себе.

«Самолюбие — неразумная любовь к чувственности» (преподобный Максим Исповедник) — является основой трех главных греховных страстей. Первую греховную страсть возбуждают искушения плоти: чревоугодие, блуд, наркотики, пьянство, погоня за удобством, комфортом.

Второе искушение вызвано образами видимого мира. Мира, который сотворен Богом, но в котором человек начинает себя чувствовать хозяином, желает жить без Бога, устроить без Бога мир вокруг себя. Это и чрезмерное внимание к одежде, и бесконтрольный шопинг, страсть к путешествиям, деньгам, стремление во что бы то ни стало купить самую последнюю модель Айфона — все то, что дает радость обладания.

И третье искушение — искушение тщеславием. Искушение стать кем-то значимым среди людей. Чтобы тебе побольше хлопали, чтобы было больше «лайков» на твоей страничке в социальной сети, больше было друзей в Интернете, все уважали, никто не обижал и все прочее.

Вот эти три ложные направления предлагает дьявол каждому из нас с вами, и с ними придется бороться всю жизнь. В детстве мы с вами были избавлены от многих этих искушений, нас сохраняла семья, в которой мы жили. Господь особенно покрывает ребенка, не дает ему прикоснуться ко всему плохому, что есть в мире. Но теперь эти искушения открываются и подступают к вам уже не так, как в то время, когда вы были детьми. И, конечно, нам с вами надо научиться с этими искушениями бороться. Давайте сейчас об этом поговорим.

Первое искушение — искушение плотью, то есть теми радостями, которые может доставить наше тело. Чревоугодие. Я думаю, что вы все сегодня постились, никто не ел мяса. Так что вы на пути борьбы с этим грехом. Может, кто-то сегодня ощутил голод после трапезы. Есть такие? Это, конечно, особые подвижники, я не буду про них рассказывать, чтобы они не теряли награды от Бога. Но это тоже способ смирять свой духовный комфорт: есть такое искушение, чтобы жизнь сделалась все более комфортной и удобной. Но если посмотреть на святых, мы увидим, что они почему-то жили иначе. Есть такая святая праведная Иулиания Лазаревская. Ее потомки до сих пор живут в Зарубежье, в Париже. Замечательная святая, которую Церковь называет милостивой.

У меня четыре дочери. Когда родилась одна из них, я думал, как ее назвать. И стал искать в житиях святых какую-нибудь святую, которой моя дочь могла бы подражать. Я, как и многие родители, не хотел, чтобы моя дочь ушла в монастырь. Потому что хочется, чтобы были внуки, и не для всех этот подвиг. И я не очень хотел, чтобы моя дочь была мученицей, хотя мы жили тогда в советское время. Она не родилась благоверной княгиней или царицей, поэтому все эти чины святости были для нее недоступны. Я искал святую, которая жила бы как все обычные люди и все-таки стала святой. И как вы думаете, сколько святых я нашел в житиях? Только одну — праведную Иулианию Лазаревскую милостивую. Удивительная святая, я советую почитать вам ее житие, тем более что написано оно ее сыном. Это удивительный пример, когда житие написано не каким-то чужим человеком, который жил через сто лет, основываясь на преданиях, а сыном, который знал свою маму и написал о ней такие замечательные слова. И вот она в свои сапоги клала скорлупу от орехов. Спать она ложилась на связку ключей. Но тогда ключи были не такие, как сейчас — пластиковая карточка открывает все двери — тогда ключи были очень большими. Зачем она это делала? Зачем в сапогах скорлупа от орехов? Зачем под бок класть связку ключей? Или зачем преподобный Серафим Саровский в сумке носил камни? Мы стараемся все делать наоборот — чтобы ничего не мешало.

Один святой сказал, что тело — это осел. Если осла не кормить, на нем нельзя будет ездить и возить поклажу. Но если его кормить и позволить делать все, что он хочет, то осел не будет работать. Тело должно работать для души, иначе оно выйдет из повиновения, нельзя будет с ним справиться. Современный мир, к сожалению, забыл о такой добродетели как целомудрие. Недавно я в московской школе беседовал со старшеклассниками и спросил у них, что это за слово. Вы себе представить не можете: никто из них не знал, что это такое. Девочки что-то приблизительное слышали, но объяснить не смогли. Современные люди не знают этого слова, и, конечно, это страшно. Потому что дух плотской нечистоты, который присутствует в мире, бросается на людей, которые ходят в храм. Я знаю очень много историй, когда церковная девушка стала встречаться с молодым человеком, неверующим, нецерковным или, может быть, верующим, но не церковным. И он предложил ей отношения, потому что они любят друг друга: «Зачем регистрация в ЗАГСе, формальности какие-то? Пока не будем думать о детях, просто поживем».

Вот так человек увлекается в эту страсть, которая, мне кажется, для современного мира страшнее, чем наркотики, пьянство, курение и многие другие грехи. Страшнее потому, что с пьянством борются. В Америке, например, до 21 года нельзя употреблять спиртное. Замечательно. В Америке и в России борются с наркоманией, и это  считается грехом, хотя в некоторых странах легкие наркотики разрешены. Но вот эта нечистая плотская страсть не только разрешена, она всячески поощряется — через СМИ, телевидение, фильмы, поведение актеров, спортсменов, людей, которые привлекают к себе внимание. И бороться с ней в вашем возрасте очень важно. Конечно, это очень трудно. Окруженный разными соблазнами, человек не все может исполнить, но Богу все возможно. И вы призваны к подвигу, мои дорогие друзья.

Третья главная греховная страсть, проистекающая из самолюбия, — это тщеславие. Вы все, наверное, знаете, что мы призваны к славе Божьей, славе Царства Небесного. Но эта слава открывается здесь не тем, кто становится известен, а наоборот. Потому что слава Божья в смирении. Это тоже неизвестно современным людям: смирение, кротость. Те слова, которыми жили люди раньше, те добродетели, без которых невозможно достичь Царства Небесного — эти слова, эти качества чужды и непонятны современному человеку. Он считает смирение — трусостью, кротость — комплексом. И такое неверное представление мешает человеку достичь настоящей радости.

Как быть со сребролюбием — страстью, которой тоже одержим современный мир? Хочу вас спросить: вы знаете, что такое настоящее покаяние в интерпретации святого праведного Иоанна Предтечи? Что Иоанн Предтеча называл плодами покаяния? Когда люди крестились на Иордане, он их обличал и говорил, что многие из них крестятся лицемерно. Он говорил, что нужно принести плоды покаяния. Что это такое? Изменить свою жизнь. Как ее изменить? Они приходили к нему и спрашивали: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Приходили служащие налоговой полиции, мытари. И им он сказал: ничего не требуйте сверх того, что должны вам платить. Приходили солдаты, которые следили за порядком, и он им сказал: никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованием. В общем, заповеди актуальные и для нашего времени — и для Америки, и для России. И приходили простые люди. И что же сказал им Иоанн Предтеча? Он им сказал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Вот что сказал Иоанн Предтеча простым людям, которые хотели покаяться.

Конечно, покаяние — это слезы. Конечно, покаяние — это исповедь. Неделание грехов. Но вместе с этим покаяние — это заповедь о любви к ближнему. Исправление себя в служении к другим. Может, в Америке не так много людей, у которых нет одежды и еды, но я видел их очень много даже в Сан-Франциско. Мы были в центре, который помогает нуждающимся. В нем каждый день кормят две с половиной тысячи человек бесплатно. Есть люди, которым нечего есть. Скажем, они обманщики, на наркотики деньги находят, на пьянство деньги есть, они не хотят работать… Но все-таки они голодные. У них нет того, что есть у нас. То же касается одежды. Они собирают одежду в мусорных баках и нуждаются в нашей помощи, иначе они будут воровать. Если им помогать с любовью, не осуждая, тогда может измениться их сердце.

Вы все знаете случай из жизни святителя Николая Чудотворца, что он сделал, когда был еще священником. Человек вместо того чтобы пойти заработать деньги, потрудиться, решает одну дочь отдать на совершение безобразного, гнусного ремесла. И об этом узнает будущий святитель, и ночью бросает ему деньги в окошко. Я бы сказал этому человеку: «Ты что, как тебе не стыдно! Давай мы тебе найдем работу». Он ничего ему не говорит, просто кидает деньги. И когда этот отец решает сделать то же со второй дочерью, святитель Николай кидает ему второй мешок. То же повторилось и в третий раз.

Этот случай, мне кажется, является примером для нас. У нас нет мешков с деньгами, чтобы бросать людям, но есть возможность им помочь. Скажем, бездомным в Сан-Франциско каждый год помогает десять тысяч добровольцев. Помощь другим — это явление любви в этом мире. Мне очень радостно, что некоторые из вас занимаются этой работой. Подобное служение может быть на каждом приходе. Иногда люди нуждаются не столько в деньгах, сколько во внимании, заботе, психологической поддержке. Эту помощь в России оказывают сейчас все больше молодых людей. Не так давно мы пригласили всех молодых людей, которые хотят совершать дела милосердия, вступить в добровольцы и регулярно помогать нуждающимся. Сегодня эти люди — всего их более тысячи — трудятся в детских домах для детей-инвалидов, помогают многодетным, семьям с детьми-инвалидами и многим другим. Молодые люди выбрали себе небесным покровителем святителя Иоанна Шанхайского, который тоже помогал нуждающимся, как святитель Николай. Впечатляет история его жизни, как он, скажем, спасал детей-сирот, когда был в Шанхае. Посещал больницы, служил всем, кто нуждался в помощи.

И вот эти молодые люди собрались и помогают в разных проектах. Каждое воскресенье к нам приходят несколько новых людей, которые хотят стать добровольцами службы помощи «Милосердие». Они сами выбирают, где они хотят помогать. Кто-то хочет ходить в дом престарелых, кто-то к детям-инвалидам, кто-то бесплатно делать ремонт в домах людей, у которых нет денег, чтобы самостоятельно оплатить этот ремонт, кто-то на машине подвозит инвалидов, пожилых в храм или в больницу. Кто-то делает уроки с детьми из многодетных семей. Очень разные направления помощи.

Святейший Патриарх Кирилл на последнем Съезде церковных социальных работников сказал, что на каждом приходе Русской Православной Церкви должно совершаться хотя бы одно доброе дело помощи нуждающимся. Это важно не только для тех, кто просит нас о помощи, но и для единства церковной общины, для того чтобы мы вместе учились любви.

Часто к нам приходят люди нецерковные. Мне кажется, что церковные социальные проекты должны быть обязательно миссионерскими, то есть открытыми для всех людей, которые пока не ходят в церковь, потому что благодаря добрым делам очень многие люди приходят в храм, становятся верующими. У нас много историй, когда люди таким образом призывались Богом.

Мне бы очень хотелось, мои дорогие, чтобы ваша жизнь включала не только развлечения. Конечно, хорошо съездить в паломничество, отпраздновать чей-то день рождения. Но если только этим жить, все время развлекаться, то жизнь теряет свой смысл и радость. Многие люди обрели настоящую радость в том, что стали заниматься социальным служением. Они благодарят меня чуть ли ни со слезами, что можно пойти в больницу ухаживать за больными или заниматься с детьми-инвалидами.

Мы были бы очень рады вам помочь, потому что в России много таких проектов, не только в Москве. В Марфо-Мариинской обители мы принимаем всех, кто хочет узнать о том, как совершается социальное служение в Москве, там можно жить бесплатно, мы показываем различные социальные проекты. Мы будем очень рады вашему приезду в Москву.

Конечно, это социальное служение, явление любви Божией в мире возможно для человека только тогда, когда он сам приобщен к этой любви. И вот об этом самом серьезном, самом главном я бы хотел сказать в конце моего выступления. Самое важное, что вам даровано и самое главное, в чем мы должны сейчас участвовать уже по-взрослому — это общение с Богом, молитва, изучение слова Божия. Евангелие являет нам совершенно иные понятия, иные слова. Душа делается здоровой и крепкой, когда изучает Евангелие, как тело, которое ест нормальную, здоровую пищу.

Но самое главное это участие в Божественной литургии. Я знаю, что многие из вас поют, вы замечательно пели на службе. Но еще важнее изучать Литургию. Я сегодня не буду читать лекцию о том, как научиться любить Литургию, хотя это моя любимая тема. Может, в следующий раз, на следующем съезде меня пригласят, я об этом расскажу.

Я приведу слова Григория Паламы, который, говоря об обожении, отмечал, что во время причастия человек соединяется с Богом и становится иным. Я прочитаю полностью его слова, может, они коснутся вашего ума и вашего сердца. Они сложные, но все-таки нельзя вас только молоком кормить, вы взрослые люди, надо и твердую пищу иногда давать. Так вот, Григорий Палама, ссылаясь на Максима Исповедника, называл обожение «не только воипостасным, но и нерожденным и не только нетварным, но и неограниченным и надвременным».

Когда человек причащается, вкушает божественную пищу, то, по словам святителя Николая Кавасилы, с ним происходит совсем не то, что происходит с человеком, когда он вкушает простой хлеб. Когда мы с вами едим хлеб, он становится частью нашего тела. Когда мы принимаем Тело и Кровь Иисуса Христа, происходит обратное: Святые Дары делают нас членами Тела Христова, меняют нашу душу, сознание, наше тело — меняют все в нас, и мы становимся одним народом, единым во Христе.

Вы замечали, как меняетесь, причащаясь Святых Таин? Или замечали изменения в других людях, которые живут рядом с вами? Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что, если он не служит Литургию, он умирает, чувствовал, как умирает его душа. Конечно, мы с вами не можем ему подражать и причащаться каждый день. Но мы должны стремиться к более частому причащению.

Святитель Григорий Палама говорит очень высоко о том, что «улучившие его (то есть воспринявшие обожение) делаются в нем нетварными, безначальными  и безграничными».  Каждый человек стремится жить в полноте, ищет радости вечной жизни, хочет приобщиться к Богу. При обожении человек делается нетварным, безначальным и безграничным. Это радость, которую открывает нам с вами Бог.

Ну и последнее, что хотел бы вам сказать: Зарубежная Церковь, люди, живущие за рубежом, сохранили веру, то богатство, которое принесли сюда их отцы, деды. Сохранили для вас, сохранили для нас и всего мира.

Но главная наша задача — не просто сохранять. Вы знаете рассказ про раба, который спрятал талант в землю. Помните, он решил сохранить талант, спрятал, а потом принес и сказал: «Вот тебе Твое» (Мф. 25:25). И что сказал Господь: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф. 25:26). Поэтому если остановиться на этой охранительной тенденции — мы все в конце концов потеряем. Наша задача прямо сейчас, дорогие друзья, переходить от этого сохранения к приумножению того духовного богатства, которое есть у нас. Для этого есть все возможности.

Раньше Зарубежная Церковь была в отделении от России, русского народа, и в России Церковь была гонима. Сейчас наша Церковь едина, и Она возрождается. Мы будем рады оказать вам помощь в России, пригласить вас в гости, чтобы вместе не просто сохранить то, что было передано нашими отцами и дедами, а чтобы мы это богатство приумножили. Приумножили ту любовь, ту радость, ради которой Господь нас с вами призвал от небытия к бытию. Спасибо за внимание.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви представит проект «Сердце Беларуси»

При поддержке Синодального отдела по благотворительности состоится II Всероссийский онлайн-форум православных приемных семей

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности принял участие в конференции по паллиативной помощи

Церковный проект «Ключи» запустили в Курске

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Издательским Советом провели интеллектуальную игру «К.Д. Ушинский: ценности семьи»

По благословению президента НОТА университеты и духовные школы приняли участие во Всероссийском гражданско-патриотическом диктанте

Просвещение в вере. Проповедь благовестия в студенческой среде [Статья]

При поддержке Синодального отдела по благотворительности состоится II Всероссийский онлайн-форум православных приемных семей

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности принял участие в конференции по паллиативной помощи

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности встретился с добровольцами зоны конфликта

В Калужской епархии состоялся пастырский семинар о помощи пострадавшим в зоне конфликта

Состоялось отпевание архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра [Патриарх : Послания]

Отошел ко Господу архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр

Завершилась поездка митрополита Зарайского Константина по десяти странам Африки

В Элисте состоялись торжества, посвященные православным миссионерам Калмыцкой степи

Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее [Статья]

В Аддис-Абебе состоялось третье заседание Комиссии по диалогу с Эфиопской Церковью

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков