Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны

Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны
Версия для печати
4 августа 2014 г. 11:39

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 8, 2014).

Радует, что столетие начала Первой мировой войны сопровождалось не только открытием памятников и выставок, не только торжественными собраниями, но и серьезным размышлением об уроках этой войны, о том, что они значат для нас сегодня. Пожалуй, главный вопрос, который пытались радикально решить в советское время и который остро стоит перед многими умами сегодня, звучит предельно ясно: а нужно ли было России вступать в эту войну? Не забудем: война — всегда зло, потому что в ходе ее гибнут люди. Россия из-за той войны была вынуждена остановить свое триумфальное экономическое развитие, оказалась менее защищена от социальных проблем, от внешних провокаций и внутренних нестроений, приведших к трагедии февраля и октября 1917 года. Да и использовать плоды своих побед в Первой мировой войне страна, по большому счету, не смогла.

Впрочем, христианин вряд ли должен ставить точку на констатации этих известных печальных фактов. Он не должен забывать, что главное в земной жизни — не материальное процветание, не душевное спокойствие и даже не само сохранение этой временной жизни. Главное — вхождение в Божие Царство, а войти туда нельзя без сохранения истинной веры, подлинной свободы, нравственного достоинства, без исполнения своего долга. Несправедливый и неправедный «мир» на условиях подчинения общества антихристианским силам, «мир», который закрепляет отторжение людей от веры и добродетели, лишает их вечного блаженства — гораздо хуже потери земной жизни.

Россия не могла не прийти на помощь страдающим православным братьям, пусть даже этим расчетливо воспользовались те, кто стремился ослабить страну через втягивание ее в войну. Было бы гораздо хуже наращивать экономику и сохранять спокойствие обывателей, и этим предать страдальцев, взывавших о помощи. Более того, было бы гораздо хуже устраниться от процессов, происходивших в тогдашней Европе, отдать их на волю более активных и агрессивных держав, запасаться хлебом, строить заводы, торговать, ходить на балы, считать деньги в банках — словом, радоваться земной жизни, позабыв о той миссии своего народа, которая, начинаясь на земле, простирается в вечность.

Если бы Россия отдала своих православных братьев и судьбы Европы на милость других стран, она бы, конечно, выторговала себе несколько лет мирной жизни. Может быть, и революция произошла бы несколькими годами позже или не произошла бы вовсе, а внешние силы поменяли бы государственный строй бескровным или менее кровавым способом. Но страна оказалась бы ведомой и уподобилась бы одному из тех прежде могущественных государств Центра и Востока Европы, которые сейчас полностью лишены самостоятельного влияния на то, что происходит в мире. Можно было бы пойти таким путем, но была ли бы это уже Россия, особая Божия избранница? Или это был бы некий набор теплохладных индивидуумов и групп, партий и клубов, не имеющий ни единого шанса не только участвовать в определении судеб мира, но и определять свою собственную судьбу? Мне бы такого поворота истории не хотелось.

Да, Господь провел нас в XX веке через страшные испытания, может быть, готовя для особой роли в мире. Некоторые считают, что Первая и Вторая мировые войны — суть части единого процесса. И если в Первой мировой войне мы не были победителями, то во Второй — с лихвой наверстали все, что было утрачено в начале века. Да, тогда наш народ был пленен безбожной идеологией, но воля к свободе, самостоятельности, к победе осталась прежней. Со временем она помогла народу вернуться к отеческой вере. И значит, жертвы и труды героев Первой мировой отнюдь не были напрасны — они помогли сохранить нашу свободу и самобытность. Не случайно Церковь благословляла и пастырски поддерживала тех, кто на фронтах и в тылу защищал самостоятельную волю нашего христианского народа.

Будем надеяться, что такая воля сохраняется и сейчас. Что, какие бы угрозы в наш адрес ни звучали, мы не согласимся на роль ведомой внешними центрами нации, сохраним верность Православию и связанным с ним общественным идеалам. Будем надеяться, что наши элиты не стреножат миссию России ради сытой и спокойной жизни, ради того, чтобы «вписаться» в проект манипуляторов настроениями масс и поклонников золотого тельца. Будем надеяться, что мы сможем не только сохранить самобытность, но и предложить разным странам, всему миру такое устройство общественной жизни, которое было бы основано на высшей правде, а не на диктате принципа «деньги делают деньги», не на попытке заставить всех — обманом, подкупом, пропагандой, шантажом и все чаще военной силой — жить не по собственному свободному выбору. Жить без свободы, жить без веры, жить без устремленности в вечность.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Хельсинки прошла конференция «Ты моя, Русь Державная!»

Пятигорская епархия провела V Баталпашинские чтения

Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в форуме «Казачество — сквозь века»

В Белграде помянули российских воинов, погибших в Первой мировой войне

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14–30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября