Скит Всех святых
Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Феодором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского.
Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор).
В 1846 г. А.М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех святых свт. Игнатием (Брянчаниновым), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки.
В 1865 г. прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых прп. Антипа Валаамский. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины прп. Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Обретенные в 1991 г. святые мощи прп. Антипы находятся ныне в Спасо-Преображенском соборе монастыря.
В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех святых.
С 1940 г. Всехсвятский скит в течение полувека стоял заброшенным и, как многие другие памятники Валаама, постепенно разрушался. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии.
Первая после полувека «мерзости запустения» Литургия совершена в праздник Всех святых в 1993 г. в нижнем храме скита наместником Валаамской обители игуменом Панкратием (ныне епископ Троицкий). В скиту была восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом.
С начала 1990-х годов в скиту начались восстановительные работы, но их объем был явно недостаточным. Ситуация стала меняться только в 2009 г., когда основанный Г.Н. Тимченко фонд «Ладога» взял на себя финансирование реставрационных работ. За короткий срок были отреставрированы храм, келейные корпуса и ограда с башнями, завершены работы по благоустройству территории.
Скит св. Иоанна Предтечи
Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским, может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки.
В 1855 г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.
В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А.М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов.
В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.
В свое время здесь было более 10 домиков скитян. Сейчас из этих строений мало что осталось. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый — схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894). С 1840 г. он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме о. Иоанн излучал на окружающих радость и любовь — «казалось, что изображение святого чудесным образом сошло с церковной стены и стоит, облеченное в плоть». У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.
В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава.
Воскресенский скит
Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андрей Первозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя святого Андрея, возобновленная в 1846 г. В конце XVIII — начале XIX вв. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.
В 1896 г. благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял великую схиму и вскоре умеp. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 г. выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский).
В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя св. апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — камня помазания, обозначавшего камень, на котором праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.
Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами.
Лишь образ Божией Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдается и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает хор Санкт-Петербургского подворья.
Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуca: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н. Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы.
После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.
Гефсиманский скит
Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней на 7-километровой дороге к обители находится поле «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель — обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор — место Преображения.
У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник «старого стиля» — последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).
Скит в честь Коневской иконы Божией Матери
От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них — Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м, диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.
В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне прп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец — очистительная жертва за младенца мужского пола. Прп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в Санкт-Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.
Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е.И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Феодор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя прп. Серафима Саровского. О службе о. Феодора и о. Николая в Коневском скиту писал Б.К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.
Скит святителя Николая Чудотворца
Всех приплывающих в Монастырскую бухту встречает далеко видный с Ладоги храм во имя св. Николая Мирликийского, покровителя плавающих и путешествующих, молитвами которого освящается водная стихия.
Церковь построили в 1833 г. усердием купца Николая Солодовникова из Санкт-Петербурга. Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 г., писал, что «эта церковь — подлинное сокровище, как по художественным достоинствам, так и по своему богатству — создание лучшего архитектора России». Автор проекта — А.М. Горностаев (1808-1862), один из основоположников русского архитектурного стиля. Наряду с К.А. Тоном, строителем Храма Христа Спасителя в Москве, он стремился возродить утраченную со времен реформ Петра I национальную архитектурную традицию, ориентируясь на зодчество Древней Руси. Прототипами Никольской церкви явились московские храмы XVI в.
В 1858 г. на острове по плану А.М. Горностаева был построен двухэтажный дом. В 1856 г. во втором его этаже игуменом Дамаскиным была освящена домовая церковь во имя его небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина (проект архитектора Г.И. Карпова). Иконы и росписи, часть которых исполнил игумен Гавриил, уничтожены.
Иноки Никольского скита привозили почву и, укрепив ее подпорками, развели фруктовый сад, высадили клены, ясени, сирень. Несли они таможенную службу — монастырский устав строго воспрещал ввозить табак и спиртное. Рядом с таможней — один из гранитных поклонных крестов с изображениями символов крестных страданий Спасителя, большую часть которых установил игумен Дамаскин.
В 1935 г., когда Никольский скит посетил писатель Б.К. Зайцев, там жил лишь один монах — отец Милий. Ныне в скиту живут постоянные насельники.
Скит преподобного Александра Свирского
Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо-восточной оконечности острова Валаам. В конце XVIII века его именовали «Старым Валаамом». По преданию, здесь в пещере подвизались преподобные основатели обители и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь.
Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов прп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители «Во имя Пресвятой Троицы». В свое время прп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я.Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой «1759 г.» уцелел и является древнейшим памятником Валаама.
В середине XIX в., по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора, на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова владыкой сохранился гранитный обелиск
В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А.М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя прп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега.
В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.
Скит преподобного Авраамия Ростовского и Оборонные острова
Авраамиевский скит находился на о. Емельянове в южной оконечности Валаамского архипелага, в местности Железняки. Житие прп. Авраамия, в память которого он назван, — одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий Валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства болезнью был прикован к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша взмолился к Нему и внезапно ощутил себя здоровым, после чего отправился в новгородские монастыри, а оттуда — на Валаам. На Валааме преподобный принял крещение и постриг подвизался в трудах и молитве. Впоследствии он крестил жителей Ростова Великого.
Авраамиевский скит, как и большинство других, был основан игуменом Дамаскиным. В скиту жили шесть монахов. Архитектор Г.И. Карпов капитально перестроил существовавшую здесь деревянную часовню в одноглавую церковь с высокой колокольней. О. Дамаскин освятил ее 9 октября 1873 г. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли богатого петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он построил себе дом в скиту, долгое время жил там, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище (сохранился постамент креста).
После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название «Оборонных», в зданиях рыбацкого поселка разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 гг. здесь находилась береговая артиллерия. После перемирия последние финские подразделения покинули Никоново и Оборонные острова 19 сентября 1944 г. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до сих пор, а скитские строения полностью разрушены. Достопримечательностью Оборонных островов является небольшой Дивный островок, «так дивно от премудрого Создателя устроенный, что имеет вид неприступной крепости, плавающей среди вод».
Cкит святого апостола Андрея Первозванного
Скит на острове Сухом Валаамского архипелага заложен 30 ноября 2014 года наместником Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.
Скит в честь Смоленской иконы Божией Матери
В последнем по времени устройства Валаамском скиту жил единственный насельник — иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947 гг.). В 12 лет тайком от родителей он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принимает постриг и через 4 года — священный сан. Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к главнокомандующему Русской армией великому князю Николаю Николаевичу. В конце июня 1914 г. великий князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за веру, царя и Отечество.
Освящение скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери, написанной иеромонахом Алипием и чудесно обретенной по видению одной паломницы. Строительство церкви велось в 1915-17 гг. по проекту великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских храмов. Строгий храм венчали две шлемовидные главы. 24 июня 1917 г. архиепископ Сергий освятил ее во имя Смоленской иконы Божией Матери (также была освящена находившаяся рядом деревянная часовня), поскольку Валаамская икона не была общецерковно прославлена.
О. Георгий не оставил благой мысли великого князя. Он поселился в скиту и совершал ежедневно с 5 утра уставные службы, поминал погибших в Великую войну героев. В 1919 г. он принял великую схиму. В своей скромной келье он с радостью принимал богомольцев, тайно постриг свою духовную дочь, фрейлину императрицы Анну Вырубову. Памятуя о смерти, он спал в гробу и ископал для себя могилу. Но Господь судил ему умереть вдали от родного Валаама, в эвакуации в Финляндии. Там же оказалась икона Валаамской Божией Матери, ныне одна из главных святынь Ново-Валаамского монастыря.