Во время состоявшейся в Тамбове 30 августа 2014 года встречи с руководителями системы образования Центрального федерального округа РФ, ректорами вузов, директорами школ и педагогами Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал ряд важных замечаний, касающихся развития школьного образования.
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил обеспокоенность низким уровнем подготовки современных школьников. «Мы сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования. В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди, и когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Положительно оценив новый Закон Российской Федерации «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году, Святейший Владыка акцентировал внимание на необходимости использования существующих возможностей для развития образования. «Закон сам по себе — это бумага. Рамки, которые он открывает, должны быть наполнены конкретными явлениями. Задача заключается в том, чтобы использовать те возможности, которые сейчас дает "Закон об образовании", для того чтобы эффективно модернизировать систему российского образования», — подчеркнул Святейший Патриарх.
«Не могу пройти мимо такой темы, как Единый государственный экзамен», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. Отметив, что «система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной», Святейший Владыка выразил озабоченность в связи с тем, что эта система не способствует формированию у школьников целостной системы знаний. «Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ… Получается, что мы подготавливаем человека не к высшей школе, мы не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно поставить крестики и галочки и ответить на тест», — продолжил свою мысль Святейший Патриарх Кирилл.
По словам Его Святейшества, сама система тестов «заслуживает внимания, но она не может быть тотальной с точки зрения определения знаний людей». Предстоятель призвал сбалансировать ЕГЭ с другими способами проверки знаний и средствами стимулирования учащихся к учебе. «Глубоко убежден в том, что для того, чтобы формировалась гармоничная личность, нам нужно обязательно уравновесить ЕГЭ очень серьезными изменениями в школьной программе, которая должна быть направлена на создание у учащихся целостной научной картины мира», — сказал Патриарх.
По мнению Святейшего Патриарха, создание у учащихся целостной системы знаний, которая не может возникнуть при механической подготовке к ЕГЭ, является одной из главных задач образования. «Если образование не будет давать системы, не будет подвигать учащихся, чтобы они овладевали такой системой, мы никогда не будем образованными людьми. Человек становится культурным лишь тогда, когда он понимает причинно-следственные связи того, что происходит с культурой, с миром», ― уточнил свою позицию Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на вопросы участников форума.
В своем выступлении Святейший Владыка также отметил, что считает недопустимым самоустранение школы от воспитания. «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не будет решать тех задач, которые перед ней стоят», — полагает Предстоятель Русской Церкви. При этом важно воспитывать детей в такой системе ценностей, которая формировала бы у них любовь к Отечеству, желание создать семью. «Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции», ― подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
Патриархия.ru