По приглашению Евангелической Церкви в Германии (ЕЦГ) с 22 по 28 февраля 2008 г. в городе Лютерштадт-Виттенберг проходили 24-е двусторонние богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью (традиционное название по месту начала диалога — «Бад-Урах-V»).
Главная тема собеседований — «Свобода и ответственность с христианской точки зрения».
В собеседовании принимали участие
со стороны Евангелической Церкви в Германии:
- епископ Мартин Шиндехютте, вице-президент Церковного управления Евангелической Церкви в Германии, руководитель главного отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии — глава делегации (Ганновер);
- вице-епископ Евангелической Церкви в Рейнланде Петра Боссе-Хубер (Дюссельдорф);
- пастор проф. д-р Кристоф Гестрих (Берлин);
- оберкирхенрат пастор Михаэль Хюбнер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер);
- викарный епископ пробст Зигфрид Т. Каспарик (Лютерштадт-Виттенберг);
- пастор д-р Ариане Б. Шнайдер (Ганновер);
- пастор пробст проф. д-р Мартин Тамке (Геттинген);
- пастор проф. почетный доктор Рейнгард Тьоле (консультант), (Бенсгайм);
- оберкирхенрат пастор д-р Йоганн Шнайдер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер).
со стороны Русской Православной Церкви:
- архиепископ Самарский и Сызранский Сергий — глава делегации;
- священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
- священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
- священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата;
- священник Валентин Васечко, заведующий кафедрой сравнительного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
- игумен Кирилл (Говорун), сотрудник Киевской митрополии Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской Духовной академии;
- священник Владимир Хулап, Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви;
- Владимир Бурега, преподаватель Московской Духовной академии;
- Елена Сперанская, преподаватель Московской Духовной академии, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
- Вахтанг Кипшидзе, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
- Иеромонах Амфиан (Вечелковский), помощник архиепископа Самарского и Сызранского Сергия;
- д-р протодиакон Георгий Кобро (переводчик);
- Надя Симон, Пульгайм (переводчица);
- Хельга Майер (секретариат).
В качестве гостей присутствовали:
- пастор Андреас Гамбург, Евангелическая Лютеранская Церковь на Украине;
- Катарина Юликэнньо, Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии, Лютерштадт-Виттенберг.
I
Во время заседаний поочередно председательствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Мартин Шиндехютте.
В начале заседания епископ Шиндехютте подчеркнул важность собеседований как особой модели межхристианских отношений и как хорошего примера общения между двумя народами. В этой связи он указал на награждение богословского диалога между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью премией Европейского культурного фонда. Премия была вручена в 2006 году в Дрездене председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и председателю Совета Евангелической Церкви в Германии епископу Вольфгангу Хуберу. В своем выступлении на первом заседании собеседований архиепископ Сергий напомнил об опасностях, связанных с современными глобализационными процессами, и угрозе утраты духовных ценностей как в России, так и во всей Европе. В связи с этим главы обеих делегаций подчеркнули важность темы настоящих собеседований.
Собеседования сопровождались ежедневными утренними и вечерними молитвами, проводившимися поочередно православной и евангелической стороной.
В воскресенье 24 февраля за евангелическим богослужением в городской церкви города Виттенберга, где в свое время проповедовал Мартин Лютер, присутствовала делегация Московского Патриархата. По окончании богослужения архиепископ Сергий обратился с приветственным словом к евангелической общине.
Во второй половине дня состоялись экскурсии в музеи Меланхтона и Лютера, в ходе которых делегации ознакомились с историей Реформации.
Вечером того же дня по приглашению евангелической церковной провинции Саксонии и Евангелической Церкви в Германии обе делегации и представители общественных и церковных кругов Виттенберга присутствовали на приеме в трапезной дома-музея Лютера.
Обербургомистр Экхард Науманн, директор фонда мемориала Мартина Лютера д-р Штефан Райн, а также оба главы делегаций подчеркнули в своих приветственных обращениях важность собеседований, а также значение Виттенберга как места международных и межхристианских встреч.
В среду 27 февраля архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении членов делегации Московского Патриархата в священном сане совершил Божественную литургию в русской церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Лейпциге. На литургии присутствовала немецкая делегация. По окончании богослужения епископ Мартин Шиндехютте обратился к собравшимся за богослужением с приветственным словом.
После этого делегации осмотрели лейпцигский евангелический храм святого Петра, где пастор Йоханнес Тоазперн в своем обращении подчеркнул роль христианских общин в общественных преобразованиях в Восточной Германии 1989 года.
Затем последовала экскурсия по Лейпцигу, в ходе которой делегации посетили евангелический храм святого Фомы.
II
В ходе собеседований было представлено четыре доклада: два со стороны Евангелической Церкви в Германии и два — со стороны Русской Православной Церкви:
- «Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия» (проф. д-р Христоф Гестрих);
- «Православный подход к правам человека» (священник Георгий Рябых);
- «Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции» (игумен Кирилл (Говорун));
- «Свобода и ответственность — права человека как христианское обязательство» (епископ Мартин Шиндехютте).
Профессор Кристоф Гестрих в своем докладе указал, что со времен грехопадения Адама и Евы свобода носит двойственный характер. Это следует из Священного Писания и святоотеческих произведений. Философы Нового времени рассматривали свободу в смысле индивидуального права человека на самоопределение (автономию) и среди прочих прав человека ставили ее на первое место. Однако с тех пор между богословами и философами остается невыясненным, как правильно понимать и пользоваться свободой с этической точки зрения.
Секуляризация Нового времени вызвала сложную ситуацию, распространившуюся на весь мир, поскольку она привела к смешению церковных и антицерковных, христианских и нехристианских идей. Негативная «свобода от» и позитивная «свобода для», свобода как независимость и свобода как любовь, свобода как свобода выбора и свобода от верующего мира, свобода как самоопределение человека и свобода жертвовать собой не всегда различимы. Внести герменевтическую ясность в этот клубок проблем — вот в чем состоит богословская задача этого доклада. Тем более, что Церковь может привести в действие свое понимание свободы только в союзе с некоторыми показательными или, по крайней мере, приемлемыми светскими моделями свободы.
В докладе священника Георгия Рябых говорилось о том, что права человека должны рассматриваться с точки зрения сотериологии. Одна из главных проблем состоит в отсутствии сопряжения прав человека с нравственными нормами. Был поднят вопрос о влиянии протестантской традиции на современное понимание и применение прав человека. Еще одна проблема заключается в придании институту прав человека исключительно юридического характера, из-за которого возникает его отстраненность от внутреннего развития личности. Основным выводом является мысль, что институт прав человека не должен препятствовать осуществлению публичной роли религии.
В докладе игумена Кирилла (Говоруна) была рассмотрена концепция свободы в восточной святоотеческой традиции. В этой традиции свобода имеет два сходных, но в то же время отличающихся значения. Autexousion — это та свобода, которая дается каждому независимо от того, достоин ли он ее или нет, в то время как eleutheria — это свобода, которая достигается путем синергии человека и Бога. Первая присуща человеческой природе, а вторая есть дар Божий. Свобода в обоих смыслах означает власть разума над природой. В первом случае это власть потенциальная, а во втором — действительная. Ни в одном из этих значений понятие свободы не сводится к идее множественности выбора. Восточная концепция свободы относится не столько к внешним обстоятельствам или возможностям человека, сколько к свободе от страстей и зла.
В докладе, представленном епископом Мартином Шиндехютте, речь шла о том, что права человека, которые носят универсальный характер, могут быть обоснованы с помощью различных религиозных и мировоззренческих подходов. Однако для христиан уважение к правам человека является обязательным не по второстепенным политическим причинам, а поскольку они могут находить обоснование в христианской вере.
Исходя из богословского взгляда на сотворение мира, права человека основываются на подобии человека Богу. С христологической точки зрения это богоподобие определяется жизнью Иисуса Христа как истинного Человека и истинного Бога. В Нем находит выражение любовь, которая берет на себя страдания ради освобождения человека. Дух Святой Своим действием побуждает христиан и христианские церкви выступать за права человека.
Христианское обоснование прав человека важно не только для самой Церкви, но и для общества и государства, в котором живут христиане. Общество может существовать лишь на основе внутренних убеждений своих граждан в той мере, насколько они служат социальной справедливости и тем самым — миру. Государство живет за счет предпосылок, не созданных им самим.
Права человека в то же время предполагают свободу. Однако свобода неразрывно связана с ответственностью, также, как индивидуальность и социальность взаимообуславливают друг друга. Эта свобода брать на себя ответственность должна найти свое выражение в различных сферах — образовании, искусстве, культуре, социальном служении и миротворчестве.
III
Последовавшая дискуссия проходила в обстановке открытости на высоком богословском уровне. В ходе обсуждения участники собеседования поделились своим опытом прочтения и богословского осмысления послания апостола Павла к Галатам (Гал. 5. 1 — 15).
Стороны пришли к единодушному выводу, что такие понятия, как свобода, ответственность, достоинство и права человека, должны рассматриваться на основании библейской и церковной традиции. Эти понятия не должны приниматься некритически, без их христианского осмысления.
Говоря о понятии свободы, участники констатировали, что она представляет собой основополагающую антропологическую категорию. Свобода является отличительной чертой, выделяющей человека среди прочего творения Божия. Свобода коренится в образе Божием и в искупительном подвиге Христа.
Понятие свободы имеет множество смыслов. Это и присущая человеческому естеству способность выбирать, в том числе между добром и злом, и недетерминируемость человеческих поступков, это также свобода от зла и свобода для любви, это несвязанность узами греха и страстей — та свобода во Христе, о которой говорит апостол Павел (Гал. 5. 1).
Свобода неразрывно связана с другими нравственными и онтологическими категориями человеческого бытия. В частности, в православной и евангелической традициях свобода не мыслится в отрыве от ответственности. Человек может и должен пользоваться своей свободой, всегда отдавая себе отчет, что она может принести как благо, так и зло ему самому и окружающим его людям.
Категория свободы также связана с категорией воли. Посредством воли человек реализует свою свободу совершать выбор. Между тем воля человека поражена грехом и нуждается в спасении через Христа. Поэтому полноценной реализации человеком присущей ему свободы невозможно достичь, оставаясь под властью закона греха, не получив освобождения в Господе Иисусе Христе.
Свобода не является самоцелью существования человека, но инструментом его духовно-нравственного совершенствования. Свободу можно использовать во благо человека, а можно ею злоупотреблять. Без свободы как предпосылки благого выбора невозможно спасение человека от греха.
Обе стороны диалога согласились, что доминирующее в современном мире секулярное понимание свободы как максимальной множественности выбора, а также максимально возможного отсутствия внешних ограничений на реализацию индивидом его желаний является недостаточным, а иногда напрямую противоречит христианскому пониманию свободы.
Свобода в христианском смысле утверждает достоинство человека. Достоинство человека не только закрепляет его высокую ценность как творения Божия, но и призывает его к истинно свободной и добродетельной жизни.
Провозглашение достоинства человека универсальным свойством личности встречает понимание и поддержку в православной и лютеранской традициях. Соблюдение и защита человеческого достоинства должны быть одной из существенных задач общественного развития.
Свобода и достоинство человека находят отражение в том числе в институте прав человека. Однако эти сложные и многогранные понятия не сводятся лишь к набору правовых возможностей. Права человека не могут быть монопольной формой знания о свободе и достоинстве человека. В частности, особые представления о свободе и достоинстве человека существуют в мировых религиях и в основанных на них правилах поведения человека и человеческих объединений. Они должны признаваться и учитываться в жизни общества и государства, придавая специфику реализации прав человека.
В европейской истории права человека всегда были связаны с христианской моралью. Ограниченность свободы человека нравственными установлениями до последнего времени находила отражение во многих документах по правам человека. Однако мораль далеко не всегда может быть облечена в форму права. Поэтому государство призвано сотрудничать с религиозными общинами в деле утверждения в обществе стандартов морального поведения. Важнейшими сферами этого сотрудничества являются образование, воспитание и средства массовой информации.
Православные и лютеране согласились, что отказ общества от нравственных ориентиров при реализации прав человека угрожает достоинству личности, приводит к порабощению людей страстям и греху. Это делает необходимым сотрудничество и диалог религиозных общин с государством и гражданским обществом в целях продвижения такого понимания и применения прав человека, которое не противоречило бы христианской совести.
Партнеры по диалогу подчеркнули, что Церкви обязаны участвовать в общественной дискуссии, внося свой вклад в понимание обществом таких категорий, как свобода, достоинство и права человека. Вместе с тем перед ними стоит задача в духе христианской веры и любви противодействовать злоупотреблению такими понятиями, как свобода и права человека. Перед Церквами стоит задача напоминать государству о необходимости защиты достоинства человека в своей деятельности.
IV
В среду в конференц-зале гостиницы «Лютер» главы делегаций торжественно подписали коммюнике.
В 2009 году исполняется 50 лет диалогу. В этот период, несмотря на различные исторические, политические и общественные контексты, а также порой возникавшие сложности межхристианского диалога, между Церквами сформировались доверительные отношения. Этот диалог является важным выражением стремления к исполнению заповеди Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17. 21). Стороны пришли к единодушному мнению, что привлечение в тематику диалога широкого библейского, святоотеческого, литургического и этического контекста является необходимой предпосылкой для его успешного продолжения.
За Русскую Православную Церковь
архиепископ Самарский и Сызранский Сергий
За Евангелическую Церковь в Германии
епископ Мартин Шиндехютте
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru