Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Моравичский Антоний: «Косово ― боль сербского народа»

Епископ Моравичский Антоний: 'Косово ― боль сербского народа'
Версия для печати
3 марта 2008 г. 13:39

17 февраля 2008 г. автономный край в составе Республики Сербия Косово и Метохия провозгласил государственную независимость. Многие государства уже признали Косово независимым, несмотря на то, что сербское сообщество резко отрицательно оценивает албанский сепаратизм, в Белграде и центрах сербской диаспоры в разных странах проходят акции протеста, практически во всех сербских православных храмах во всех уголках мира служатся специальные молебны о спасении косовских сербов.

В воскресенье 24 февраля в Москве на сербском подворье, в храме Петра и Павла у Яузских ворот, был также отслужен молебен о спасении народа Косова и Метохии. Мы попросили представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском епископа Моравичского Антония и редактора сайта Православие.ru, преподавателя курса Истории Поместных Церквей Сретенской семинарии, автора статей «Православной энциклопедии» по истории Сербской Православной Церкви иеромонаха Игнатия (Шестакова) прокомментировать позицию Сербской Православной Церкви по поводу независимости Косова.

― Ваше Преосвященство! Какова позиция Сербской Православной Церкви по проблеме провозглашения косовской независимости?

Епископ Моравичский Антоний: ― Священноначалие Сербской Церкви полностью поддерживает руководство страны по этому вопросу. Целостность границ является важным принципом международного права и его столь грубое нарушение обязательно приведет к серьезным последствиям не только в Сербии и Балканах, но и во всем мире. Косово ― это священное для любого серба место, это его духовная колыбель. Косово никогда не являлось независимой частью Сербии, а наоборот, на протяжении многих веков ее центром ― ее неотъемлемой частью.

Автономный статус края был во многом искусственным, да и появился он лишь при Иосипе Броз Тито, который крайне негативно относился к сербам и всему сербскому. В городе Печ на Косово с середины XIII века до 1766 года находился центр Сербской Церкви, что отражено и в полном титуле Предстоятеля нашей Церкви ― «архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский». В Косово и Метохии находятся многочисленные церкви и монастыри, которые являются не только уникальными памятниками архитектуры и искусства (4 из них внесены ЮНЕСКО в список мирового наследия ― монастыри Дечаны, Грачаница, комплекс Печской Патриархии и церковь Богородицы Левишской), но и святынями сербской истории.

На протяжении всей многовековой истории албанцы демонстрировали крайне агрессивное отношение к нашим церквям и памятникам, часто их грабили, оскверняли, разрушали. А сколько было разрушено православных храмов в ходе первой и второй мировых войн? До сих пор свежи воспоминания о разрушениях в ходе военных столкновений 90-х годов прошлого века, а особенно о погромах марта 2004 года, когда было осквернено и разрушено большое количество церквей, а в гробнице почитаемого сербами святого преподобного Иоанникия Девичского был разожжен костер...

― Какие Вы видите перспективы сербского присутствия в крае в сложившихся обстоятельствах?

― Сегодня то минимальное, что жизненно необходимо гарантировать ― это сохранность культурно-исторических ценностей сербской православной культуры в Косово и Метохии, возможность свободного и полноценного функционирования церквей и монастырей и их беспрепятственного посещения проживающими в крае сербами и многочисленными паломниками. Конечно, Сербия не может забыть то сербское меньшинство, которое сейчас составляет всего 10% от населения автономии. Мало кто сейчас помнит, что сербская составляющая населения сократилась до этой маленькой цифры совсем недавно ― в конце 90-х годов, в результате последствий жестокого вооруженного конфликта и ужасной натовской бомбардировки. Конечно, Сербия не может оставить перенесших столько невзгод и напастей сербских людей на произвол людей, являющихся причиной всех этих бед. Конечно, им как минимум необходима экономическая помощь и гарантия их безопасности.

Еще основатель Сербской Церкви святитель Савва в XIII веке призывал сербов быть «Востоком на Западе, и Западом на Востоке». Сербы на протяжении всей многовековой истории показали свое уникальное значение на геополитической карте Европы, значение в культурном диалоге цивилизаций, и этим заслужили право быть свободными и независимыми от политических решений враждебно настроенных к ним государств.

Я очень надеюсь, что по милости Божией у мировых правителей, сотворивших это беззаконие, все же проснется совесть, и будет найдено решение этого сложнейшего вопроса, которое будет в какой-то степени отражать и интересы Сербии.

И мне кажется, что Сербия, да и все Балканы в целом, благодаря этим событиям получили очень хороший урок о значении тех дружеских отношений, которые они на протяжении последних десятилетий пытаются наладить со странами Евросоюза и Соединенными Штатами Америки. Друзья познаются в беде, и события последней недели ярко показывают, кто есть кто. Поэтому в эти тяжелейшие для Сербии дни я очень надеюсь на духовную и молитвенную поддержку православного мира и сестринских Поместных Церквей, которые и в будущем будут считать Косово неотъемлемой частью Сербии.

― Отец Игнатий, какой, по Вашему мнению, должна быть позиция России по этому вопросу?

Иеромонах Игнатий (Шестаков): ― Мне кажется, для нас в России сейчас очень важно правильно относится к происходящему. Я имею в виду то, что многие «аналитики» даже в России начали сейчас говорить о «независимости Косово» чуть ли ни как о свершившемся факте. При чем часто так говорят люди, казалось бы, сочувствующие сербам. Но это как раз в корне не верно. К сожалению, это часто происходит либо от желания обязательно дать свой комментарий, либо от элементарного незнания истории и сегодняшнего дня этой проблемы, или то и другое одновременно.

В этом отношении в первую очередь необходимо принимать во внимание именно позицию сербов, Сербского государства и Сербской Православной Церкви. Через несколько дней после «провозглашения независимости» в Приштине Правительство Сербии и высшие иерархи Сербской Церкви ясно и твердо выразили свою позицию, которая означает только то, что сербы никогда никакого «независимого Косово» на своей территории не признают и полны решимости бороться за Косово и Метохию.

И в такой ситуации говорить здесь в России о «независмости Косово» как о свершившемся факте или только лить «крокодильи» слезы по этому поводу по крайней мере неосмотрительно. Если конечно мы действительно хотим быть вместе с сербами и помочь им. То, о чем я говорю, к счастью, не очень широко распространено, но, тем не менее, стоит задуматься над этим. Тем более, что позиция России, мнение и любое высказывание со стороны российский политиков, общественных деятелей, представителей Русской Православной Церкви имеет для сербов большое значение и они очень внимательно и с надеждой за этим следят.

С другой стороны важно учитывать исторический опыт сербов. Попытки отнять у них Косово были и раньше, и часто положение православного населения в этом крае было далеко не лучше, чем сейчас. Достаточно исчерпывающе история этой проблемы отражена в Меморандуме Архиерейского Собора СПЦ о Косово и Метохии , принятом еще в мае 2003 г. В самом начале этого документа подчеркивается: «Проблема Косово и Метохии возникла не сегодня и не вчера, она насчитывает несколько веков. Помимо многовековой турецкой оккупации и великоалбанской экспансии, проблему особенно обострили нацистская оккупация (1941-1945 годов), коммунистическая антидемократическая и антисербская власть последних 55 лет (1945-1999 годов), а в последние четыре года, грубое вмешательство в непрекращающуюся драму Косово и Метохии евро-американских сил».

Однако сербы смогли выстоять, сохранить очаги своей национальной культуры, а Сербская Церковь сохранила свои святыни. И несмотря на весь трагизм положения мы не должны предаваться унынию. Напротив, сейчас от всех нас требуется воля в победе, твердое упование на волю Божию, молитва и всесторонняя поддержка сербов.

Седмица.ru

Материалы по теме

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Премьера документального фильма Эмира Кустурицы «Люди Христовы. Наше время»

Послание Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию в связи с кощунственной акцией на развалинах древней Ульпианы [Патриарх : Послания]

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелю Сербской Православной Церкви в связи с запретом на въезд на территорию Косово и Метохии [Патриарх : Послания]

Международный правозащитный альянс назвал дискриминационным запрет на въезд Сербского Патриарха в Косово

Святейшему Патриарху Порфирию и группе архиереев Сербской Православной Церкви запретили въезд на территорию Косово и Метохии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период