Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» от 7 декабря 2014 года.
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Усиливаются непростые явления в экономической жизни России и некоторых других стран постсоветского пространства. Усиливаются сложности в социальной сфере. Все это для многих людей означает серьезные проблемы, часто — жизненную трагедию. Падает рубль, в целом ряде отраслей экономики возникают очень непростые ситуации, когда уже оплачены какие-то действия, но они не могут быть завершены в срок и достаточно качественно, потому что выросли цены на материалы и работу. Банки начали добиваться немедленного возвращения выданных гражданам кредитов. «Неформальные» кредиторы пытаются в еще более жесткой форме требовать возвращения своих средств.
Люди часто спрашивают сегодня и священников, и авторитетных православных христиан, в том числе экономистов: что делать, как жить? Означает ли происходящее, что реальна безрадостная картина будущего, которой нас пугают внешние критики России и православного мира, убежденные в том, что они имеют право навязывать нам ту или иную модель поведения либо просто заставить нас смириться с ведомым положением в мировой экономике и политике, в международных отношениях?
В нынешних условиях очень важно понять: у нас пытаются отнять душу, напугав отсутствием хлеба и трудностями материального порядка. Так много раз было в истории. Мы переживали и худшие времена — времена войн, голода, крупных социальных потрясений, смут, нестроений, уничтожения целых социальных классов... Мы могли переносить и худшие беды, при этом оставаясь свободными и сохраняя главное, ради чего всегда существовала Россия — возможность жить по слову Христову, а не по совету тех, кто принуждает к жизни только ради материального благосостояния.
У нас достаточно воли и силы, достаточно способности жить своим трудом. И пусть кто-то сегодня пытается через спекулятивные механизмы внушить, будто результаты этого труда вдруг стали в два раза меньшими. На самом-то деле мы знаем, что это не так. Наш труд остается достаточно производительным, и мы по-прежнему способны прокормить страну. Да, были легкие деньги, которые получались от экспорта по достаточно высоким ценам природных, Богом данных российских ресурсов. Да, было некое головокружение от этих средств. Для достаточно узкого круга людей эти средства означали сверхпотребление, возможность отправлять детей учиться в дальние страны, покупать там дома, виллы, строить будущее на многие десятилетия вперед и быть уверенными в этом будущем, — а заодно и смеяться над значительной частью нашего народа, говоря о ней как о людях, которые недостойны материального благосостояния, потому что являются якобы глупыми, неразвитыми, не современными.
Все это присутствует до сих пор в нашей элите. Но сегодня, наверное придется и затянуть пояса, и привезти детей обратно из дальних стран, и, может быть, продать то имущество, которое там накоплено, и вернуть свои средства обратно в Россию. По одной простой причине, и причина эта не только в «кипрских событиях», о которых упомянул недавно Президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Дело еще и в том, что за людьми, которые могут сегодня повлиять на ситуацию в России, ведется достаточно жесткое наблюдение. Некоторые происшествия в зарубежных странах с представителями высшего слоя нашего общества позволяют полагать, что они могли быть не случайными.
И значит, придется выбирать: либо оказаться под жестким давлением тех стран и тех экономических структур, которые сегодня России враждебны, или придется связывать свое будущее, свое сокровище, свое сердце с Россией и только с Россией.
Многие до сих пор пытаются усидеть на двух стульях. Это все меньше и меньше будет получаться — не по вине нашего народа и не по вине его настроений. Усидеть на двух стульях станет невозможно именно потому, что наши исторические оппоненты решили предложить нам или полное подчинение, или непростой — может быть, связанный с материальными потерями, — но единственно возможный для нас путь свободы. Свободы во Христе, свободы, согласной с идеалами и ценностями Православия, той свободы, которую всегда мог отстоять наш народ.
Священник сегодня не может, да, наверное, и не должен говорить: да нет, постойте, все будет хорошо. Не будет так «хорошо», как в тот период, когда многие люди — между прочим, вовсе не относящиеся к элитам, — также привыкли к довольно безбедной и одновременно довольно бездельной жизни. Известно, что среди граждан, которые не относятся ни к каким олигархам, сформировался целый класс населения, который сдавал московские квартиры и жил на эти средства в Италии или в других странах Европы, практически прекратив что-либо делать. И это, наверное, тоже сегодня прекратится. Придется жить по труду. Придется жить по средствам.
И дальше возникает вопрос: а плохо это или хорошо? Действительно, происходят трагедии со многими людьми, которые не могут купить лекарства и качественную пищу. Вот этим людям нужно помогать. И государству, и обществу, и церковным общинам нужно сделать все, чтобы пенсионеры, люди, страдающие тяжелыми болезнями, дети-сироты, другие члены нашего общества, которые не могут заработать себе на хлеб, получали бы полноценную помощь. Нужно очень серьезно подумать о правомерности принимаемых решений о ликвидации больниц, о правомерности разговоров о том, что бесплатная медицина должна быть оставлена только для мигрантов и бомжей, а все остальные могут и должны оплачивать медицинские услуги самостоятельно. Я служу в центре Москвы и знаю, сколько в этом самом центре, вроде бы процветающем, живет бедных людей, не имеющих возможности оплачивать серьезные медицинские услуги и не имеющих даже возможности ездить за этим в отдаленные районы. Им нужны бесплатные больницы.
Многим людям нужна помощь. Но тем, кто сегодня способен трудиться, а тем более переустраивать общество на христианских началах, сегодня нужно оставить духовную и волевую расслабленность, отказаться от ложного благодушия, подумать над своими действиями и словами в этих непростых условиях — и понять, что мы находимся лицом к лицу с вызовами, с очень сложными историческими оппонентами, которые, наверное, никогда не захотят оставить нас в покое и допустить, чтобы мы развивались самостоятельно, свободно, по Христовой правде.
Сегодня следует надеяться не на «русский авось» и не на милость тех, кто против нас сегодня воздвигает разного рода препятствия, а на труд и на Божию помощь в труде. Более того, у нас появился шанс переустроить национальное хозяйство и отношения между людьми, в том числе между властью и предпринимателями, так, чтобы это были не отношения волков, не система социального дарвинизма, не попытка зарабатывать деньги любой ценой, а потом выводить их из страны, а система национальной солидарности вокруг нравственных принципов.
Сегодня поступают интереснейшие предложения о том, как заниматься проектным финансированием, то есть направлять имеющиеся средства на возрождение производства, на работу разного рода предприятий, при этом заботясь не о ростовщичестве, а о развитии страны, о том, чтобы развивался тот самый бизнес, который может обеспечить настоящее, а не фантомное, связанное с финансовым пузырем, благосостояние народа.
Мы недооценены как страна, имеющая огромные интеллектуальные, предпринимательские, трудовые ресурсы. Эти ресурсы, а вовсе не только природные, нужно сегодня применить для того, чтобы быть самостоятельными и свободными. У России, у других стран исторической Руси сегодня есть внутренняя сила изменить мир, изменить в том числе хозяйственные отношения, переустроив всю жизнь общества по Слову Христову.
Получится или нет — Бог весть. Православные христиане не являются социальными оптимистами. Они помнят, что история человечества закончится апокалипсисом и торжеством зла, над которым, уже употребив Свое прямое действие, восторжествует Господь. Но мы можем и должны предупреждать о том, что есть межчеловеческие и общественные отношения, которые являются добрыми, будучи основанными на христианских идеалах, — и есть отношения, которые являются злыми, которые делают людей несчастными, даже когда вдруг удается убедить их на короткое время, что можно быть счастливым, только зарабатывая без конца деньги, причем деньги, которые делаются из других денег, без приложения реального, исчислимого в реальных ценностях труда.
Вот, что недавно было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в проповеди в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского:
«Опыт революционных потрясений дает нам ясное понимание того, что греховными могут быть не только люди, но и человеческие общественные отношения. Система общества может быть греховной. <…>
Как бы сегодня действовал святитель Филарет? Исходя из того, что даже в тех трудных обстоятельствах он был мужественным свидетелем, который иногда сдерживался силой светской власти, можно предположить, что в нынешних обстоятельствах он, видимо, поступал бы так же, как сегодня поступает наша Церковь, соединяя в своей проповеди личное и общественное, небесное и земное. Потому что Церковь Божия, на земле пребывающая, является Церковью воинствующей, как учит нас Церковное Предание, — той Церковью, которая борется не за власть и не с властью, но которая борется за то, чтобы Божественное Слово проникало в ум и сердце человека и усваивалось обществом и народом».
Итак, Церковь — это не власть земная, Церковь — это не оппозиция, как бы ни хотелось некоторым людям сделать ее то властью, то оппозицией. Но Церковь может и должна говорить с народом от Божия Слова, говорить так, чтобы все происходящее служило нам к назиданию.
Некоторые сегодня спрашивают: за что нам новые испытания в экономической и социальной сфере? За что нам обеднение? Не «за что», а «зачем» — вот как сегодня стоит спросить. Спросить — и дать себе ответ. Для того, чтобы мы стали другими, чтобы общество наше стало по-настоящему христианским, чтобы мы могли устроить всю жизнь этого общества по закону Христову. Настолько, насколько это получится. Настолько, насколько Господь нам позволит — с нашими немощными силами и с нашей немощной, иногда боязливой способностью привлекать Его помощь и Его силу.
По крайней мере, стремиться жить по закону Христову надо. Испытания и искушения дают для этого иногда новую, дополнительную возможность, посрамляя гордыню, житейскую самоуверенность, надежду «на князи, на сыны человеческия», на материальные блага.
Когда Господь посылает испытания, Он ждет нашего действия, ждет того, что мы из испытания выйдем более верными и более сильными. Да будет так.
Патриархия.ru