Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Благовещенском соборе г. Биробиджана

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Благовещенском соборе г. Биробиджана
Версия для печати
15 сентября 2014 г. 20:27

15 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Аронович, глава Еврейской автономной области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую и искренне радуюсь возможности вступить на землю Биробиджана с тем, чтобы увидеть вас и вместе с вами помолиться. Действительно, я придаю большое значение возрождению Дальнего Востока и как Патриарх обращаю особое внимание на возрождение церковной жизни, потому что Дальний Восток, как ни один регион нашей страны, пострадал в безбожное лихолетье. Все храмы были закрыты, священники репрессированы, даже памяти практически не оставалось, потому что уничтожались и внешние символы, напоминавшие о религиозной жизни, — спиливались поклонные кресты, разрушались храмы и часовни, — такая вот картина духовно выжженной земли… Постепенно, начиная с 90-х годов, Православие начало возрождаться. Не без трудностей, хотя Дальний Восток изобилует внутренним богатством. Край очень богат, но не все это богатство использовалось и используется должным образом, а потому и средств было немного — как на возрождение жизни людей, повышение их материального благополучия, так и на возрождение церковной жизни. Но, тем не менее, находились те, кто принимал участие в возрождении церковной жизни здесь, в Биробиджане, и Вы, владыка, упомянули одного из них, кто уже преставился ко Господу. Удивительным образом люди сплачивались, собирали средства, и Божии храмы стали восстанавливаться.

Но вот что самое примечательное и самое удивительное. Казалось бы, уже несколько поколений людей родилось и прожило жизнь без всяких храмов и без всяких видимых знаков православной религиозности. Но как только стали строиться храмы, формироваться общины, они стали наполняться людьми, а это значит, что вера никогда не исчезала из сердец наших людей, и наши благочестивые бабушки, которые приносили в храм своих внуков и, нередко в тайне от партийных родителей, крестили их, сохранили веру.

Это удивительный подвиг сохранения веры в мировой истории. Как не было гонений, равных тем, которые обрушились на Церковь в нашей стране, так не было нигде в мире и подобного возрождения Церкви. За 20 с небольшим лет в России, в Русской Церкви построены десятки тысяч храмов, открыты сотни монастырей, тысячи воскресных школ, сотни учебных заведений, в том числе высших. И всё это произошло не только потому, что Патриарх или архиереи этого желали и духовенство тому содействовало. Произошло это потому, что жива была вера в сердцах людей, и духовный взрыв, поражающий воображение сторонних наблюдателей, был взрывом энергии, которая хранилась под спудом. И вот сегодня у нас есть возможность совершенно свободно, никого не опасаясь, молиться, строить и посещать Божии храмы.

Но самое важное, мои дорогие, — это научиться жить в соответствии с заповедями Божиими. Ведь в храм можно приходить и с лукавой мыслью: пришел, свечку поставил, значит, Бог должен мне теперь обязательно помочь. Мне приходилось встречаться с людьми, которые недоумевали: как же так, в храм хожу, к чудотворным образам прикладываюсь, свечки покупаю, а ничего в моей жизни не происходит. Так и не будет происходить, потому что храм ― это не место отправления культа, как считали в советское время. Храм ― это место горячей молитвы к Богу, а молитва ― это дело тяжелое. Иногда молодые послушники в монастырях говорят игумену: направь меня на любое послушание, потому что молиться тяжелее, чем руками работать. Молитва требует концентрации всех внутренних сил. Обращаясь к Богу, надо не просто повторять чьи-то слова, ― Его надо просить всей силой своей души, и тогда молитва совершает чудеса. А если бы этого не было, то никакие храмы не были бы нужны: никто бы в них не ходил, никто бы к небу свой взор не обращал, никто бы не молился. Ну, кто будет просить человека, заранее зная, что он не ответит на твою просьбу? От такого человека отворачиваются и уходят. А вот к небу, к Богу мы обращаемся тысячелетиями, и поступаем так именно потому, что знаем: Господь нам отвечает. Он отвечает не в громе, не в молнии, не в немедленных чудесах, — Бог всегда действует так, чтобы не нарушить нашей свободы. Он не превращает нас в механизмы, которые находятся у Него в руках, в некие винтики, которые Он только откручивает или закручивает, — мы сами делаем всё по своей воле, по своему разумению, но Бог совершает чудо, вплетая Свою волю и энергию в наше действие. Так и происходит чудо соединения человеческого и божественного, и в какой-то момент мы понимаем: да, нам не просто повезло, — Сам Господь был вместе с нами. Бог отвечает на наши молитвы, и Бог отвечает на наши труды.

Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает. И многие говорят: не знаю, как это получилось, — просто чудом. Иногда мы употребляем это слово почти как обиходное, как некое выражение удивления перед случившимся, но на самом деле ведь так и происходит. Господь рядом — Своею силой, Своей божественной энергией Он оплодотворяет весь космос, Он сохраняет всю вселенную в дивном порядке, Он сохраняет нашу хрупкую Землю, Он оберегает каждого человека настолько, насколько сам человек желает Бога пустить в свое сердце.

Здесь, на Дальнем Востоке, сейчас происходят очень добрые и хорошие дела. Конечно, за всем этим и ваши труды, и труды руководства, и я надеюсь, что и дальше Еврейская автономная область будет развиваться: будут появляться новые производства, новые технологии, будет прирастать материальным богатством этот замечательный край. И очень важно, чтобы всё это сопровождалось укреплением нашей веры. Если мы духовное будем соединять с материальным, то мы никогда не превратимся в потребителей человеческих благ, не помнящих своего родства, которыми так легко управлять, которые перестают различать добро и зло, которые стремятся лишь насыщать себя и потреблять как можно больше. Не дай Бог, чтобы рост материальных благ спровоцировал подобное животное отношение к самому себе и к окружающему миру. Тогда у человечества не будет жизненной перспективы, а для того, чтобы эта перспектива была, будем сопрягать духовное с материальным: веру со знанием и трудом, молитву с усилиями, ― тогда и Господь споспешествует нам.

Хотел бы также подчеркнуть и то обстоятельство, что здесь, в Еврейской автономной области, проживают люди, принадлежащим к разным национальностям. Само название свидетельствует о том, что при создании этого региона особую роль играла еврейская община. Может быть, сегодня она не такая большая, как в прошлом, но, тем не менее, она сохраняется, и я знаю, что сложились очень добрые отношения между православными и иудеями. Сегодня я встречусь с представителями иудейской общины, и у нас будет, о чем поговорить. А всем вам я хотел бы сказать, что страна наша Россия всегда была сильна тем, что русские были способны так жить и так строить свои отношения с иными народами, чтобы никого не обижать и каждому давать возможность процветать вместе с коренным русским народом. Если так будет и дальше, то страна наша будет непобедимой, потому что добрые отношения между людьми разных национальностей, разных культур и разных вер являются важным залогом благополучия великой России.

Я бы хотел еще раз, владыка Иосиф, поблагодарить Вас за Ваши труды. С Вашим приходом здесь принципиально изменилась церковная жизнь. Вы были первопроходцем, Вы первый архиерей во вновь образованной епархии, и, конечно, с Вашим именем будет связана новейшая история Православия в Еврейской автономной области. Рад был увидеть этот храм, духовенство и молодого, и среднего возраста, монашествующих, ― все это свидетельствует о том, что, несмотря на небольшие размеры епархии, здесь все устроено правильно, и дай Бог, чтобы епархия эта процветала и в будущем.

<…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы