Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

Наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии
Версия для печати
17 сентября 2014 г. 18:29

Требуется ли наличие уставного капитала для регистрации епархиальных приходов, монастырей и других канонических подразделений? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии опубликовано в приложении к журналу «Приход» — сборнике «Вопрос-ответ» (выпуск 2).

Серия сборников «Вопрос-ответ» выходит под редакцией руководителя Юридической службы игумении Ксении (Чернеги). Материалы адресованы настоятелям приходов, священнослужителям, работникам приходов и епархиальных управлений. Сборники выходят ежеквартально и распространяются по подписке на территории Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ в редакции данного закона «некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью».

Данная норма применяется со дня официального опубликования Закона (с 7.05.2014) — к вновь создаваемым, а с 1.01.2015 — ко всем остальным существующим на сегодняшний день некоммерческим (в том числе религиозным) организациям, причем независимо от фактического осуществления ими деятельности, приносящей доход. Достаточно лишь указать в уставе право на ее осуществление.

На сегодняшний день минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью (ООО) составляет 10 тыс. руб. Вероятно, впоследствии установленный законом размер минимального уставного капитала ООО будет возрастать.

Уставами религиозных организаций Русской Православной Церкви предусмотрено осуществление различных видов приносящей доход деятельности:

  • получение пожертвований граждан и организаций, в том числе в связи с совершением религиозных обрядов и распространением религиозной литературы и иных предметов религиозного назначения;
  • издательская деятельность;
  • предпринимательская деятельность;
  • деятельность в сфере сельского хозяйства (уставы монастырей);
  • реализация хлебных и хлебобулочных изделий (уставы монастырей);
  • предпринимательская деятельность (в том числе сдача имущества в аренду);
  • получение доходов от деятельности учрежденных религиозной организацией юридических лиц, направляемых на уставные цели религиозной организации.

Согласно п. 2 ст. 66.2 ГК РФ в новой редакции, необходимое имущество может быть сформировано в виде «денежного вклада» либо «неденежного вклада», подлежащего оценке независимым оценщиком.

На сегодняшний день порядок «обособления» имущества некоммерческой, в том числе религиозной организации, при ее создании не определен.

Есть опасение, что данная норма может повлечь проблемы, прежде всего для уже существующих приходов, расположенных в сельской местности и не имеющих банковских счетов, а соответственно, и «денежных вкладов». «Неденежные вклады» должны оцениваться независимым оценщиком, что проблематично для религиозных организаций.

В настоящее время уполномоченные структуры Церкви ведут переговоры о внесении поправки в принятый закон.

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»