Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Служение Отечеству как признак профессионализма государственного чиновника

Служение Отечеству как признак профессионализма государственного чиновника
Версия для печати
12 марта 2008 г. 15:07

Декан социологического факультета МГУ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Российской академии социальных наук Владимир Добреньков привел в пример для светских чиновников Русскую Православную Церковь.

Комментируя недавнее решение Президента России разработать критерии оценки эффективности деятельности государственных чиновников, В. Добреньков отметил, что подчинение всей своей деятельности высшей идее — в случае Русской Православной Церкви это идея служения Богу — единственное условие, при котором возможно преодолеть такие негативные явления в чиновничьей среде, как коррупция и злоупотребления.

«Как показывает история, лишь нравственное осмысление деятельности является инструментом, позволяющим достигать реальный результат на поле брани, в учебной аудитории, в министерском кабинете», — подчеркнул В. Добреньков. Он также высказал уверенность в том, что «если сфокусироваться лишь на формальных критериях оценки деятельности государственных служащих, цель введения стандарта может быть не достигнута. Например, можно предположить, что в означенный документ будут закладываться антикоррупционные механизмы. И если их определять лишь как систему контролирующего характера, неизбежны сложности: дело в том, что любая система мер, в данном случае мер антикоррупционных, вызывает создание со временем системы антимер, позволяющих коррупционным стратам мимикрировать под новые — более жесткие — обстоятельства, и этот процесс бесконечен».

Идея служения — Отечеству и Богу — на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России. И именно в силу отсутствия такого отношения в новейшей истории нашего государства стали возможными те многочисленные политические и криминальные скандалы, свидетелями которых были мы в течение последних пятнадцати-двадцати лет.

«Взятка всегда больше зарплаты», — гласит печальная народная мудрость. То есть без нематериальной, над-материальной мотивации человеку, облеченному властью, трудно бороться с соблазном злоупотреблений. Ту же самую мысль эксперт-социолог выражает другими словами: «…Продвижению в решении вопроса коррупции послужит введение в систему критериев качества работы чиновников морального фактора, наделяющего истинным пафосом миссию государственного служения и выдвигающего в качестве ключевого контролирующего инструмента совесть человека».

«Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей, — говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». — Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми». Вот эти религиозно-нравственные средства и рекомендует поставить во главу угла известный социолог.

Однако возникают закономерные вопросы: сумеет ли государство, практически утерявшее былые традиции в деле воспитания элиты, должным образом «вписать» схему функционирования российского чиновничества в какую-либо религиозно-нравственную систему координат? Каким образом будет культивироваться «пафос государственного служения» — притом, что в светской школьной педагогике (не секрет, что основы воспитания закладываются именно в школе, наряду с семьей) до сих пор идет нешуточная борьба против введения в общеобразовательные курсы предмета, который как раз и прививает детям и подросткам религиозно-нравственные ценности — «Духовно-нравственной культуры»? А единственным мерилом успеха в наше время считается не чистая совесть перед Богом и людьми, а материальный достаток и обладание властью?

Если при декларировании необходимости наличия морально-нравственной категории в оценках деятельности чиновничества государственная власть попытается вывести формулу какой-то усредненной нравственности — в отрыве от религиозных традиций нашего общества — ее ждет перспектива возвращения к опыту советского времени, когда «моральный кодекс строителя коммунизма», скопированный по форме с евангельских заповедей, по сути являлся тонкой подделкой, воздействовавшей на сознание адептов разрушительно.

Да и сама идея служения Отечеству — высокая и благородная — без религиозного осмысления утеряет всю свою основательность и будет обречена на неизбежное опошление и девальвацию. В конце концов, постсоветские годы с их развенчиванием всех мыслимых идеалов сделали свое дело: нынешний молодой человек (а именно молодому поколению предстоит завтра продемонстрировать свое соответствие или несоответствие высоким требованиям, которые предъявляет к государственному служащему наше время) привык руководствоваться в своей жизни почти исключительно материальными или, шире, материалистическими доводами. Не стоит обманываться: общий уровень религиозного самосознания в нашем обществе пока оставляет желать лучшего. И такие понятия как патриотизм, жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества — все они пока еще не стали нравственными категориями, на которые ориентировалось бы все наше общество целиком.

Но примеры служения идеалам все-таки есть. Справедливости ради отметим, что не только Церковь может явить сейчас примеры жертвенного служения. Таких примеров много среди военных, врачей, учителей, социальных работников — среди тех людей, чей труд не так заметен, но не менее важен, чем труд государственных служащих. И все же патриотические традиции нуждаются в приумножении и, возможно, в пропаганде на государственном уровне. Хотелось бы верить, что Президент В.В. Путин, говоря о новых критериях оценки эффективности деятельности государственных чиновников, это понимает и имеет в виду именно эту сторону проблемы.

У Церкви такое понимание точно есть; в «Основах социальной концепции» она обращается к своим чадам: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Какими путями будет развиваться народное самосознание и станут ли евангельские заповеди ориентирами для отечественных чиновников — вопрос будущего. Но это — принципиальный вопрос, который определит лицо нашего государства.

Хотелось бы, чтобы это лицо несло на себе отблеск высших идеалов — идеалов любви, добра, святости.

Михаил Моисеев

***