Презентация энциклики Папы Бенедикта XVI Spe salvi («Спасенные надеждой») состоялась 25 марта в Москве в культурном центре «Покровские ворота» («Духовная библиотека»).
Русский перевод энциклики, написанной в ноябре 2007 года, вышел в Издательстве францисканцев в Москве. Пастырское послание Папы представил ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци.
Своими развернутыми комментариями к энциклике Spe salvi поделился проректор Московской духовной академии и секретарь Синодальной Богословской комиссии священник Владимир Шмалий.
Встречу вел директор Культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, который отметил, что в издании русского перевода энциклики Spe salvi большое личное участие представитель Ватикана в Москве архиепископ Антонио Меннини.
Архиепископ Паоло Пецци в начале своего выступления обратил внимание на то, что энциклика понтифика — это «не узко доктринальный документ», а пастырское послание, обращенное ко всем — священнослужителям и мирянам, как написано на титульном листе энциклики. Архиепископ подчеркнул, что содержание энциклик никогда не бывает умозрительным, абстрактным, но всегда связано с главным смыслом веры — Личностью Христа. О том, как эта связь прослеживается в энциклике о надежде, архиепископ рассказал на презентации, прокомментировав основные положения текста Бенедикта XVI.
«Мы спасены в надежде» — слова апостола Павла, с которых начинается энциклика, — «поразили» архиепископа как напоминание о «достоверности» надежды. По словам П. Пецци, обычно людям свойственно связывать надежду «с чем-то неизвестным в будущем». Понтифик показывает, что «смысл надежды не может быть далеким, абстрактным — он должен присутствовать в настоящем».
«Бенедикт XVI говорит, что в надежде мы уже приобретаем какой-то смысл, уже можем жить присутствием Того, на Кого мы надеемся», — подчеркнул выступавший. Опыт такой надежды являют нам свидетели: это и «живое слово» библейских текстов, и «живое свидетельство» святых. Так, в представленной энциклике большое внимание Папа уделяет опыту «великой надежды» страдалицы конца XIX – XX вв. африканки Джузеппины Бахиты, причисленной Иоанном Павлом II к лику святых. Такие свидетели с новой силой ставят перед каждым христианином насущный вопрос: «дает ли нам вера реальное познание Христа или мы принимаем за веру наше сентиментальную, субъективную устремленность к Нему?»
Архиепископ остановился также на рассуждениях Папы о том, может ли быть христианская надежда «индивидуалистичной». По словам выступавшего, «Бог избирает кого-то, чтобы достичь всех». Таким образом, осуществление надежды для христианина возможно только за пределами «темницы собственного "я"», только «в рамках общности, называемой "мы"», пишет Бенедикт XVI.
Важно, что в своей энциклике понтифик не идет по пути «обвинения» современности, считает архиепископ Пецци, но подчеркивает, что, при всех достижениях прогресса, человека спасает от отчаяния «лишь поклонение Бесконечному».
На этот раздел энциклики обратил внимание и священник Владимир Шмалий. По его словам, вовсе не кажется странным, что понтифик много цитирует Маркса и Ленина: он хочет показать, к чему приводят социальные эксперименты, построенные на «надежде на прогресс». Несмотря на «неисчислимые жертвы» коммунистической «социальной инженерии», эта «вера в прогресс» не только не умерла, но и возросла в наше время. Поэтому так важно предупредить, что «прогрессу, для того, чтобы быть действительно прогрессом, необходим нравственный рост человечества», говорится в тексте энциклики.
«С развитием цивилизации все возрастает риск из-за неадекватности усвоения нравственного наследия человечества», — сказал отец Владимир, и это «серьезное предупреждение Папы».
Православный богослов обратил внимание также на призыв понтифика «разделить страдание», «принять страждущих» в мире все возрастающего благосостояния, уметь увидеть тоску и безнадежность даже во внешне благополучном «глянцевом мире».
«Христиане должны реагировать на это без ехидства, но с подлинным состраданием», — согласен отец Владимир с Бенедиктом XVI.
Священник с одобрением отозвался о том, что автор энциклики не занимает позицию «жесткого критика» современных христиан, но через слово Священного Писания и пример святых пытается показать ответственность христиан за духовное состояние современников, а также тщетность наших надежд на внешние условия и бытовые ценности.
«Мы говорим, что надеемся на Бога, но сами считаем, что у нас есть денежные накопления, страховки, КАСКО и ОСАГО, и это придает нам уверенности», — сказал отец Владимир. Но надежда и вера как «уверенность в вещах невидимых» (Евр. 11, 1) — это «не психологическое состояние», а «подлинная реальность, которую мы приобретаем в Крещении», подчеркнул выступавший.
Отец Владимир выразил удовлетворение выбранным форматом презентации: по его словам, энциклика Бенедикта XVI адресована «самым разным людям», она затрагивает «самые животрепещущие вопросы современности», поэтому важно, чтобы ее обсуждали христиане разных конфессий, чтобы «католики видели реакцию на этот документ со стороны».
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru