Главное событие минувшей недели не могло оставить равнодушными миллионы людей, независимо от их религиозной принадлежности. Теперь 1 сентября в России не только День знаний. Отныне первые дни осени — это и дни скорби. В эти дни мы снова и снова с содроганием и болью в сердце будем вспоминать о самой чудовищной и бесчеловечной террористической атаке в истории России, и, прежде всего, конечно же, о детях, которые год назад радостно шли в этот самый День знаний в школу №1 города Беслана. Злая воля нелюдей обрекла их на мучительные страдания от жажды и страха. Многие дети и находившиеся вместе с ними взрослые — родственники и учителя, из тех, кого не убили сразу, — так и не избавившись от этих страданий, погибли на третий день от разрушений, пуль и огня. В этом аду погибли и сотрудники силовых ведомств, спасатели, обычные жители Беслана, встававших в полный рост между снайперами и убегающими ребятишками.
Беслан — это действительно незаживающая рана. По всей стране и за рубежом в православных церквях и в храмах других религий молились в эти дни о жертвах Беслана. Многие издания процитировали послание Святейшего Патриарха Алексия, в котором он сравнил бесланскую трагедию с библейским истреблением младенцев: «Кровь Беслана взывает к небу. Тяжелейшее испытание выпало на долю родных и близких погибших. Велико их горе. Подобно Вифлеемским матерям они плачут о детях своих, и не хотят утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 18.). И только человеческое соучастие и молитвы способны, превозмогая боль утраты, дать силы для того, чтобы жить дальше».
С этого года 3 сентября официально отмечается как День солидарности в борьбе с терроризмом. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, участвовавший в траурных мероприятиях в Северной Осетии, отслужил 3 сентября панихиду в спортзале разрушенной школы. На этом месте будет построен храм.
Ранее в интервью «Интерфаксу» епископ Феофан отметил , что Россия должна сказать слово благодарности мужественному народу Осетии, который «с великой честью, благородно прошел этот год, не скатившись на тот путь, на который его толкали террористы».
«Помните, сначала говорили: пройдет девять дней, 40 дней после теракта, полгода — и на всем Кавказе начнется Армагеддон. Но его не случилось. И в этом великая заслуга народа Северной Осетии», — подчеркнул владыка Феофан.
Увы, сейчас вновь звучат разговоры о том, что сегодня, после того, как прошел годичный траур, в Беслане и в Северной Осетии возможны межэтнические столкновения. По-прежнему есть впечатление, что осетин хотят стравить с ингушами. Однако опыт прошедшего года позволяет утверждать, что, если не произойдет каких-то изощренных провокаций, то мудрость и самообладание осетинского народа возьмут верх и удержат его от ввязывания в кровавые конфликты. В Осетии люди не хотят мстить, но многие из них критично настроены по отношению к власти. Их раздражает затянувшееся расследование бесланской трагедии, непрофессионализм и замалчивание деталей этого расследования, искажение информации о Беслане, которое имело место с первого дня теракта.
После бесланской трагедии значительно ослабли в Северной Осетии позиции традиционного ислама. Многие жители, в том числе родственники погибших, принимают Святое Крещение. В этом нет ничего удивительного, особенно если учесть, что Осетия всегда была форпостом Православия на Северном Кавказе.
Впервые христианство проникло в Аланию из Византии еще в середине V—VI вв. Позже Православие укреплялось в Осетии под влиянием Грузии и России. Большая часть осетин исповедует христианство, хотя очень распространены в республике и традиционные языческие верования. Народные религиозные обряды языческого толка почитаются многими из тех, кто называет себя и христианами, и мусульманами.
Почти везде в Северной Осетии последователи ислама составляют меньшинство. Всего их в республике менее четверти населения. Беслан в этом отношении был исключением. Он имел репутацию исламского центра Осетии. Около 2/3 жителей города ощущали себя мусульманами. То, что чудовищный теракт произошел именно в Беслане, еще раз подтверждает, что терроризм не может увязываться с какой-либо религией.
Об этом не раз говорил Святейший Патриарх Алексий. Недавно, во время визита в Казань, он в очередной раз заявил об опасности использования понятия «исламский экстремизм». Патриарх подчеркнул, что ни одна традиционная религия не проповедует экстремизма и жестокости. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, если преступники называют себя последователями ислама, то этим они лишь хотят прикрыть себя, оправдать свои бесчеловечные действия.
Извергам, заставляющим страдать и убивающим детей, нет прощения. Пусть они хоть тысячи раз восклицают «Аллах акбар!» и цитируют Коран, но они не могут называться ни правоверными мусульманами, ни просто мусульманами или последователями какой-либо религии, ни вообще людьми. Они не просто переступили все мыслимые границы, они не просто убивали детей, они убивали Бога.
Однако террористы часто используют именно исламские лозунги. Это не может не настраивать многих людей против ислама. Заявления отечественных и зарубежных лидеров мусульман, резко осуждающих терроризм, не могут остановить рост антиисламских настроений. Автор размещенного на портале «Интерфакс-религия» материала «Страшный год», рассуждая на эту тему, пишет: «Сильно усугубил ситуацию и тот прискорбный факт, что большая часть русскоязычных исламских СМИ оказалась под контролем радикалов, которые привычно обвиняют к каждом теракте ФСБ, ЦРУ, «Моссад», но только не самих террористов. Весьма показательно, что десятки тысяч людей мусульманской культуры после Беслана приняли христианство, а мусульманская община самого несчастного города сократилась до критических размеров».
Данной теме посвящена также публикация «Религия раздора» в газете «Версия». Правда, основное внимание в статье с подзаголовком «После теракта число мусульман в Северной Осетии значительно сократилось» уделяется не социальным причинам этого процесса, а предпринятым в начале 2005 года мерам осетинских властей, которые направлены на «приручение» региональных исламских лидеров. Если изложенные в статье факты соответствует действительности, то меры эти являются, мягко говоря, сомнительными. Такие действия, скорее всего, лишь настроят исламских активистов против власти и повысят число сочувствующих им.
Более важной причиной увеличения в Осетии числа людей, принимающих христианство, являются все же не политические меры, а поведение преступников, прикрывающихся исламом. Об этом в уже упоминавшемся интервью говорил и епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан:
«То, что люди переходят в христианство, — это факт, хотя статистики по этому поводу мы не ведем. Симпатии к исламу за последний год действительно заметно уменьшились. Террористы оказали мусульманству медвежью услугу. Я никогда не скажу, что ислам идентичен терроризму, но, к великому сожалению, террористы прикрывались именем Аллаха и нанесли исламу непоправимый урон».
Но главные причины увеличения числа православных верующих в Северной Осетии имеют, по нашему мнению, иные основания, связанные не с ослаблением ислама, а с традициями осетинского народа и деятельным участием Церкви в жизни республики. Православие — это, по сути, исконная осетинская религия. Христианские традиции на осетинской земле насчитывают уже полтора тысячелетия. В советское время эти традиции искоренялись, но они не могли быть порушены окончательно, и сегодня люди снова ищут дорогу в храм. Церковь должна помогать им в этом поиске и словом, и делом.
Русская Православная Церковь оказывает посильную поддержку жителям Беслана и Северной Осетии. На протяжении минувшего года осуществлялись многочисленные церковные программы помощи пострадавшим в результате теракта, родным и близким погибших, и эта работа продолжается.
Во время встречи со Святейшим Патриархом Алексием, состоявшейся в Москве 5 сентября 2005 года, президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров отметил, что народ Северной Осетии постоянно ощущает и высоко ценит поддержку Русской Православной Церкви. Президент пригласил Его Святейшество посетить республику, побывать в Беслане и совершить освящение нового кафедрального собора, построенного во Владикавказе во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таймураз Мамсуров подчеркнул, что для жителей республики этот приезд станет радостным событием, которое придаст им духовной силы и крепости. Патриарх принял приглашение. В ходе беседы обсуждался также проект создания в городе Ардоне духовного училища, в котором будет открыто отделение по подготовке сестер милосердия для медицинских и социальных учреждений республики.
Сегодня в Северной Осетии, как и во всей стране, активно развивается церковная жизнь: строятся и восстанавливаются храмы, возрождаются монастыри, идет серьезная научная работа по переводу Библии на осетинский язык, расширяется церковная издательская деятельность. После десятилетий безверия идет нелегкий процесс поиска и обретения народами России своих истинных духовных и нравственных начал. Этот процесс протекает в тяжелое время, а в тяжелые времена люди всегда тянутся к Церкви. Когда же, как в Северной Осетии, приходит большая беда, когда отступает все суетное и сиюминутное, люди не просто тянутся, а прямо обращаются к твердыне вечной Господу Богу, находя утешение и спасение в истинной вере Христовой.
Виктор Анин