23 января 2015 года в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ΧΧΙΙΙ Международных Рождественских чтений в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском ставропигиальном монастыре состоялась секция «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы».
Мероприятие возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.
В работе секции приняли участие представители духовных семинарий и иных учебных заведений Русской Православной Церкви, сотрудники и специалисты Учебного комитета.
Открывая заседание, протоиерей Максим Козлов выступил с приветственным словом. Первый заместитель председателя Учебного комитета рассказал об основных аспектах работы комитета по созданию системы дистанционного обучения, о вопросах и проблемах, которые могут возникать в связи с ее развитием. Он особенно отметил то внимание, с которым к работе Учебного комитета и, в частности, направления дистанционного обучения относится Высший Церковный Совет и лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Руководитель проекта Дистанционного образования Учебного комитета иерей Александр Стародубцев представил сообщение «Использование системы дистанционного образования для решения различных задач Церкви».
Он рассказал о работе портала дистанционного образования uchkomportal.ru, который появился в 2012 году при поддержке ОАО «Ростелеком». Коротко напомнив историю его развития, священник сообщил, что на данный момент к этой системе дистанционного обучения подключены все 37 семинарий Русской Православной Церкви и часть училищ.
«Студенты и преподаватели, которые зарегистрированы на портале и которым доступны трансляции, могут получить для себя весьма многое», — отметил отец Александр и рассказал о возможностях системы.
Он отметил, что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви существуют несколько проектов дистанционного обучения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии и в Сретенской духовной семинарии в Москве. Может быть, имеет смысл объединить усилия и опыт с тем, чтобы создать единую систему дистанционного образования или, по крайней мере, сделать сотрудничество между уже существующими системами более активным и регулярным.
Комментируя сообщение иерея Александра Стародубцева, протоиерей Максим Козлов напомнил, что система дистанционного образования позволяет не только транслировать лекции, но и дает возможности обратной связи, когда, например, сотрудники Учебного комитета могут смотреть он-лайн, как проходят в семинариях выпускные экзамены и защиты квалификационных работ. «Изначально не ставилась задача создания системы обратной связи, — напомнил протоиерей Максим Козлов. — Но потом она развилась и приносит свои результаты».
В частности, студенты и преподаватели стали более ответственно подходить к подготовке к экзаменам, в отдельных духовных учебных заведениях сам процесс защит стал проходить более кратко и интенсивно.
На сегодняшний момент трансляции лекций доступны только для семинарий и священников, преподавателей или сотрудников синодальных или епархиальных структур, которые имеют непосредственное отношение к процессу образования.
Заведующий кафедрой вероучительных дисциплин РПУ иерей Стефан Домусчи выступил с докладом «Сайт электронных учебников при Учебном комитете: специфика проекта, проблемы и перспективы». Священник рассказал об истории создания портала и о том, как устроена его работа в настоящее время. В частности, он отметил, что на данный момент на портале зарегистрировано около 1240 пользователей (все «боты» удалены), при этом материалами портала активно и регулярно пользуется около 10% из них. Основная масса пользователей, в основном, студенты-заочники Московской духовной академии.
Портал представляет собой своего рода электронный аналог пропедевтических курсов, которые читаются в Московской академии, и дают пользователям возможность ознакомиться с текстами составленных молодыми преподавателями или аспирантами курсов лекций, а также проверить свои знания, пройдя составленные к ним тесты.
Отвечая на вопросы участников работы секции, иерей Стефан Домусчи отметил, что преподаватели, которые желают составить и разместить на портале свой собственный курс лекций с тестовыми заданиями к ним, могут связаться с администрацией сайта и опубликовать на портале свои материалы. Портал подчинен Учебному комитету Русской Православной Церкви.
Т.В. Меланина представила сообщение «Опыт повышения квалификации преподавателей духовных школ в области использования дистанционных образовательных технологий». Она рассказала о проекте повышения квалификации педагогов, который начался весной 2013 года по благословению председателя Ученого комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения. Курс проводится регулярно, новый набор осуществляется каждые полгода. Задача — научить преподавателей использовать в учебном процессе современные технологии дистанционного образования, а в процессе обучения попробовать, как они работают на практике. Само обучение состоит из нескольких этапов и проводится на базе системы дистанционного обучения, которая действует в ПСТГУ. Он позволяет освоить новые виды знания, изучить новые технологии, оценить возможности их применения, достоинства и недостатки изнутри системы.
Традиционно, отметила Татьяна Владимировна, особой популярностью пользуется раздел курса, в котором разбираются реальные случаи из преподавательской практики, так называемые кейсы, в основном, конфликтные ситуации. После прохождения курса слушатели представляют итоговую работу — готовят и проводят собственное занятие, в роли слушателей выступают их коллеги. В конце слушатели пишут отзывы.
Проректор по учебной работе ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров сделал сообщение на тему «Перспективы развития дистанционного обучения в духовных школах». Священник рассказал о возможностях, которые предоставляет система духовного образования, например, в случае особо специальной темы дипломной работы преподаватель из другой семинарии может дистанционно осуществлять научное руководство, будучи специалистом по данной теме. Также в перспективе возможно развитие сетевого взаимодействия между семинариями, существующих в сети объединений специалистов, которые занимаются одними и теми же темами или областями тем, например, библеистикой.
Возможно, система дистанционного обучения и проведение вебинаров могут быть полезны в рамках повышения квалификации духовенства, также возможно проведение он-лайн тестирования, организация он-лайн общения между священниками или правящего архиерея с духовенством.
Существенный пункт — создание методического совета или центра, который бы обобщал получаемый опыт.
После перерыва в рамках работы круглого стола участники обсудили наиболее актуальные вопросы развития системы дистанционного обучения, поделились своим опытом, высказали предложения и пожелания, задали интересующие вопросы. В начале обсуждения епископ Зарайский Константин отметил, что система дистанционного обучения находится в процессе становления и очень важно не сбить, не нарушить этот процесс, но дать ему развиться как можно более полноценно.
По итогам работы составлен список предложений, в соответствии с которыми можно улучшить работу системы дистанционного обучения в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Это не официальный документ, однако, высказанные на секции замечания, касающиеся как содержательной, так и технической части работы системы, могут быть интересны и полезны всем, кто имеет непосредственное отношение к образовательному процессу.
Учебный комитет/Патриархия.ru