Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Новый документ об участии верных в Евхаристии

Новый документ об участии верных в Евхаристии
Версия для печати
27 февраля 2015 г. 18:56

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 21 февраля 2015 года.

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, приветствую вас в преддверии великого поста, накануне его наступления. Испрашиваю за все вольные и невольные прегрешения — словом, делом, помышлением — прошения у всех, кого обидел, кого не понял, к кому отнесся без должного внимания, перед кем был в чем бы то ни был виноват. Простите! Бог, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит и помилует всех нас.

Как вы знаете, 2-3 февраля в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняли участие епископы нашей Церкви из многих стран, принадлежащие к разным поколениям и разным социальным средам. Одним из самых серьезных вопросов для обсуждения на совещании, а до этого на пленуме Межсоборного Присутствия, о котором мы с вами говорили, являлся документ «Об участии верных в Евхаристии» — документ очень важный для каждого прихода и монастыря, для каждого христианина. Документ этот обсуждался в течение длительного времени: и в духовных школах, и в епархиях, и во многих приходах, и в интернете, и в церковных средствах массовой информации.

Теперь документ одобрен Архиерейским Совещанием и представлен Священному Синоду для канонического утверждения. По нему уже ориентируются в своей жизни многие христианские общины.

Вот что в документе сказано: «Духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред».

Речь идет о подготовке к причастию и правилах, которые эту подготовку сопровождают. Действительно, неоправданная строгость и чрезмерное снисхождение в истории Церкви, в современной жизни многих Поместных Церквей, в жизни некоторых наших общин — проявились не самым лучшим образом, а иногда принесли недобрые плоды.

Часто говорят, что современный мир уходит от строгости христианской жизни, и значит, Церкви нужно меняться вслед за этим миром. В действительности же многие считают, что сегодня, наоборот, нужно сделать более строгим отношение к себе, иногда и в рамках всей церковной общины, потому что мы должны показать: вектор жизни, направленный на саможаление, на услаждение своего тела, на удовольствия, чувственное наслаждение, на комфорт — это неправильный вектор. И мы хотим идти совсем в другую сторону, чем та, в которую идет мир сей.

Нужно об этом свидетельствовать и жизнью, и словом. Показывать, что христианский путь — это не путь к самоугождению и к услаждению плоти. Но, идя по этому, иному пути, конечно, не нужно налагать на людей бремена неудобоносимые. Есть множество примеров отпадения от Церкви или ослабления в вере тех людей, которые когда-то, придя впервые в храм, вскорости или тотчас же столкнулись с очень жесткими требованиями, касающимися молитвы, поста, посещения богослужений, пытались эти требования исполнять — но надорвались духовно и пустились в самые тяжкие пороки.

Таких примеров сегодня, увы, достаточно много: среди мирян мне их известны многие сотни. Такие примеры есть и среди духовенства, и пусть речь идет уже не о сотнях людей, но, наверное, каждый священник пять-десять таких трагедий вспомнит.

Не надломить человека, не злоупотреблять пастырской властью, не подменять любовь ко Христу законничеством, не пользоваться неопытностью человека с целью подчинить его себе — вот о чем должен помнить сегодня и священник, и авторитетные в приходе или в монастыре монах, монахиня, мирянин или мирянка. Нужно соотносить с духовным возрастом человека, с его опытностью, с его мудростью те подвиги, которые ему предлагаются.

Одновременно следует во всей беспощадной ясностью понимать, что очень часто церковные таинства, благочестие, участие в богослужении начинают отмирать в тех местах, где почему-то решили идти за веяниями времени.

Сегодня много есть споров относительно того, нужно ли поститься слишком часто. Да, должна быть мера в посте, касающемся пищи и пития. Где-то эта границы этой меры мера пресекались в сторону излишних требований. Но бывали случаи — и в инославном мире, и в православном, — когда за несколько десятилетий от поста отказывались практически полностью, забыв, что это такое. Люди лишь читают о посте в Священном Писании, относя воспоминания, связанные с этим чтением, исключительно к давним векам первого христианства.

Бывали случаи, когда исповедь объявлялась необязательной или полуобязательной, исчезало понятие о регулярности исповеди, а потом и сама исповедь полностью исчезала. Встречались люди — и встречаются сегодня, — которые были крещены в детстве, а исповедаться решились только в зрелом возрасте, будучи всю жизнь православными христианами, не уклоняясь ни в какие ереси, в расколы или в неверие. Тем не менее, люди вдруг почему-то обнаруживали, что есть такое таинство — таинство покаяния. В течение всей жизни им об этом таинстве почему-то никто не напоминал.

И чрезмерная строгость, и пренебрежение к таинству Божию есть явления, которые вредны для христианина и убивают церковную жизнь.

От этих явлений предостерегает принятый документ. Он предлагает идти «царским путем»: не заграждая путь к благодати Божией созданием искусственных препятствий и возложением неудобоносимых бремен, и в то же время делая так, чтобы человек соотносил свое внутреннее поведение, свое благочестие, свой образ жизни с высотой таинства Еврхаристии, помня слова апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:26-30)».

Документ очень подробно говорит о разных аспектах участия мирян в таинстве Евхаристии и о подготовке к этому таинству. Документ опубликован на церковных сайтах, во многих приходах его распечатали и начали обсуждать. Иногда о нем говорили священники с амвонов. Прочесть его в любом случае очень полезно христианину. Мы читаем иногда много бесполезных вещей или вещей, которые забудутся через день или два, а то и через час. Данный документ — это назидательное чтение, которое ясно говорит о том, как следует сегодня строить приходскую жизнь в отношении таинства Евхаристии.

Не стану подробно цитировать документ. Подчеркну лишь несколько важных моментов.

«Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни».

Соблюдение поста перед причащением в той или иной мере — это обязательная вещь. А вот о том, какова может быть мера, говорится отдельно. В частности, сообщается, что пост может быть пост может быть сокращен, облегчен или отменен при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, для женщин при беременности и кормлении, а также в тех местах, где существуют условия светского общежития, предполагающие общее питание, — это войсковые подразделения, больницы, места заключения, интернаты, спецшколы.

Практика, согласно которой причащающийся постится три дня перед причащением, вполне соответствует Преданию Церкви. Также приемлемой в документе признается практика, когда причащающийся «еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

Пост в той или иной мере всегда нужен. Пусть вечером, пусть один день, — но он нужен. При этом человек, соблюдающий все остальные посты и причащающийся в течение года регулярно, может попросить духовника о благословении несколько облегчить бремя поста. В любом случае обязателен евхаристический пост, то есть пост, который держится после полуночи в день причащения, либо в течение шести часов в том случае, когда причащение совершается за Литургией вечером — обычно это бывает Литургия Преждеосвященных Даров.

Во время светлой седмицы и святок между Рождеством и Крещением, когда по уставу православные христиане не постятся, достаточно (также с благословения духовника) соблюдать евхаристический пост после полуночи. Но этот пост все-таки является обязательным.

Последование ко Святому причащению должны прочесть все взрослые люди, которые готовятся к Причастию. Конечно, могут быть и исключения. «Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, — говорится в документе, — духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями». Это касается, конечно, в первую очередь тех молитвословий, которые находятся вне пределов Последования ко Святому Причащению, то есть канонов ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери, Ангелу Хранителю, акафистов.

Последование же, состоящее из канона и молитв, нужно стараться исполнить любому человеку. Но для человека совсем маленького или растущего, тяжелобольного, для человека, который причащается, не имея опыта церковной жизни, или делает это в особых обстоятельствах жизни, например, во время болезни, — конечно, можно испросить благословения духовника на иные молитвословия, более простые.

Но при этом неправы те, кто утверждает о возможности замены молитвы жертвами или какими-то еще действами. Ничто не заменит молитвы, особенно молитвы церковной, составленной святыми людьми, воспитывающей душу, как ничто иное.

Обращаясь к Богу богомудрыми словами, данными нам святыми людьми, мы обретаем истинное христианское миропонимание. Вот почему так важна церковная молитва — даже краткая — для людей, имеющих препятствия к тому чтобы совершать длительное молитвенное правило.

В документе говорится, что, «приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией, чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедующий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых».

Приходилось уже говорить, и не раз, что ситуация, когда люди собираются причащаться, приходя в храм в середине евхаристического канона или даже после него, — это ситуация, которая печалит не только священника и нормально живущую христианскую общину. Она и для Господа является огорчительной.

Очень хорошо, что сегодня во многих приходах начали напоминать людям: приходите к началу Божественной литургии, постарайтесь исповедоваться накануне, или перед Литургией, или уж, по крайней мере, не во время евхаристического канона. В документе сказано, что недопустима исповедь, совершаемая помогающим священником во время евхаристического канона.

Участие в Литургии — общее дело, общая молитва — это величайшая радость. Не будем лишать этой радости ни себя, ни других членов христианской общины, ни священника, принимающего исповедь. Будем едины в этой радости.

В документе говорится, что исповедь является нормой перед причащением. Однако в отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на страстной и светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением, кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.

Идет речь о том, что человек, причащающийся часто, в то же время не должен ожидать того, что он совсем оставит исповедь. Только в случае причащения несколько раз в неделю можно попросить духовника причащаться без исповеди каждый раз. Впрочем, духовник не может отказать верующим в возможности исповедоваться, если они чувствуют такую потребность.

Найден «царский путь». Не дано возможности полностью отказаться от исповеди под тем предлогом, что ты «всегда достоин», причащаешься часто и исповедь тебе как бы уже не нужна. Но в то же время подчеркнута очевидная практика: в особых случаях, например, на тех же светлой и страстной седмицах, появляется возможность не исповедоваться каждый раз. Нужно, кстати, особо помня, что во время страстной и светлой седмиц большое количество людей приходит исповедоваться в первый раз (или вообще в храм приходят впервые), и эти люди нуждаются в особом внимании.

В документе, наконец, сказано: «Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».

Это прямое повторение евангельского требования. Будем внимать своей душе, будем делать все для того, чтобы, приходя к Чаше Христовой, мы примирялись с окружающими, примирялись с Богом, понимали смысл таинства, приходили к нему с умом и с сердцем, с любовью и с прощением по отношению ко всем, кто согрешил против нас, с мольбой к Богу, чтобы Он соделал нас, недостойных, достойными великого дара — принятия Его Тела и Его Крови.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

На базе Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Вышел в свет восьмой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год

Священный Синод утвердил решения Архиерейского Совещания

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее [Интервью]

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают [Интервью]

Другие статьи

Из Волгодонска передали помощь для богадельни и детей в Луганской епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 июля 2024 года)

Служба «Милосердие Казань» оказывает адресную помощь беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 июля 2024 года)

В Сергиево-Посадской епархии проходит сбор помощи беженцам и пострадавшим в зоне конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 июля 2024 года)

Епископ Балашихинский Николай передал центру экстренной помощи в Луганске реанимационный автомобиль. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 июля 2024 года)

В Тверской епархии проходит сбор помощи для социальных и медицинских учреждений Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 июля 2024 года)

Церковный штаб помощи беженцам в Москве направил детей в оздоровительный лагерь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 июля 2024 года)

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 июля 2024 года)

Сестры милосердия Белгорода доставили помощь беженцам из Харьковской области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 июня — 1 июля 2024 года)

В зону конфликта передали помощь из Самарской митрополии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 июня 2024 года)

Из Екатеринбургской, Орловской и Московской епархий передали помощь на Донбасс. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 июня 2024 года)