3 апреля 2015 года состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России, главным вопросом которого стали проблемы и перспективы преподавания в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации в работе Совета приняли участие заместитель председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин) и руководитель сектора Основ православной культуры диакон Герман Демидов.
Против поспешных действий в вопросе расширения курса ОРКСЭ выступил директор 109-й московской школы Евгений Ямбург, сопредседатель Совета, заслуженный учитель России.
Вместе с тем, результаты исследования, проведенного по поручению Минобрнауки в начале 2015 года, показали, что более половины опрошенных родителей российских школьников поддерживают расширение преподавания курса ОРКСЭ.
Как сказал на заседании Общественного совета ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов, «более половины опрошенных родителей поддержали расширение курса ОРКСЭ, и половина из тех, кто поддерживает, считают, что нужно осуществлять образовательный процесс во внеурочное время в форме факультативных занятий или же в рамках отдельных предметов направленности, это, прежде всего, литература, история, мировая художественная культура».
Он добавил, что в исследовании принимали участие около 6 тыс. родителей четвероклассников, изучающих ОРКСЭ на протяжении шести месяцев. В опросе участвовали респонденты из всех регионов РФ.
В свою очередь директор Департамента госполитики в сфере общего образования Анастасия Зырянова отметила, что на сегодняшний день почти 1,5 млн российских школьников изучают курс ОРКСЭ в 21 регионе.
По мнению представителей Русской Православной Церкви, существует несколько вариантов позитивного развития ситуации с «преподаванием в общеобразовательных учреждениях основного общего и среднего образования предметов, связанных с религией».
Это, во-первых, расширение ОРКСЭ по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе в качестве стержневого курса.
Во-вторых, внесение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла знаний о роли традиционных религий в истории и культуре России и, соответственно, установление межпредметных связей между стержневым курсом ОРКСЭ и другими школьными предметами, имеющими воспитательную направленность.
И, в-третьих, на региональном уровне развитие духовно-нравственного воспитания за счет включения в число предметов, преподаваемых в рамках компонента, формируемого участниками образовательного процесса, предметов, курсов (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Как это уже имеет место в ряде регионов (Белгород, Курск, Московская область, Смоленск, Чеченская Республика и др.). Это может быть «Духовное краеведение», «Истоки», «Основы православной (исламской) культуры» и др.
По мнению представителей Церкви, главная проблема заключается в несоответствии сроков преподавания предметов по религиозным культурам масштабу воспитательных задач, стоящих сегодня пред школой. В настоящее время предметы по религиозным культурам и светской этике преподаются только в одном 4-м классе один учебный час в неделю. В связи с этим не выработана практика профильной подготовки педагогов по религиозным культурам, пока недостаточен опыт конструктивного сотрудничества в образовательном пространстве представителей органов управления образованием, традиционных религиозных организаций, педагогов и родителей.
Как уже отмечалось ранее, Русская Православная Церковь предлагает выработать «дорожную карту», в соответствии с которой могла быть проведена работа по подготовке необходимой инфраструктуры (в том числе методической базы, программ, учебников, пособий, системы подготовки преподавателей) для планомерного расширения преподавания курса. В рамках такой совместной работы удалось бы решить ряд существующих сегодня проблем.
«Полагаю, что работу по расширению ОРКСЭ можно и нужно начинать. Она потребует времени — не менее пяти лет, но надо начинать и приступить к делу с наступающего 2015 года», — отметил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в ходе заседания рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, состоявшегося 28 ноября 2014 года в Министерстве образования и науки РФ.
О необходимости расширения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» говорил с трибуны Государственной Думы и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках III Рождественских Парламентских встреч.
В работе Общественного совета приняли участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заместители министра, руководители структурных подразделений ведомства, члены Общественного совета, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, представители традиционных религиозных общин России, педагогического и родительского сообщества, разработчики учебников, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
«Православное образование»/Патриархия.ru