Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии на Бутовском полигоне

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии на Бутовском полигоне
Версия для печати
16 мая 2015 г. 21:02

16 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры!

Только что отец Кирилл сказал очень правильные слова о том, что новомученики и исповедники — как защитники Родины. Когда в Великую Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали жизнь свою не только за землю, за воду, за воздух, за деревья. И не за фабрики, заводы или мосты они отдавали свою жизнь, ведь и фабрики, и заводы, и мосты с легкостью взрывались и нашими партизанами, и нашими войсками при отступлении, когда нужно было помешать врагу действовать эффективно.

Что же тогда есть Родина? Родину осознавали как некую великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках, населявших ее на протяжении веков, и во-вторых, как место, где сформировалась нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, ведь худшему не поклоняются и за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за лучшее. А самым лучшим было то, что жило в сердцах защитников земли нашей, даже тех, кто не держал в руках оружие, но кто всячески содействовал победе, зная, что именно на этом месте, несмотря на огромные скорби, гонения на Церковь и репрессии, пребывает нечто возвышенное и святое. В сердцах и умах людей была некая доминанта, ради которой они были готовы и жизнь свою отдать. А поскольку эту доминанту нельзя осязать, значит, она принадлежит миру не физическому, а духовному.

На современном языке мы нередко пытаемся описать этот феномен как некую систему ценностей. Слова, безусловно, ущербные, потому что за какую-то искусственную систему ценностей никто бы жизнь свою отдавать не стал. Отдавали именно за эту невидимую, неосязаемую духовную силу, за духовную сердцевину народной жизни, когда при слове «Родина» у людей слезы катились из глаз, при всем понимании того, что в жизни Родины было столько тяжкого и даже безобразного. В этом смысле подвиг тех, кто погиб на войне, защищая Отечество, и подвиг тех, кто в мирное время погибал за ту же самую духовную сердцевину жизни нашего народа, соединяются воедино. Это некий общий подвиг, и, может быть, без одного не было бы и другого. Если бы новомученики и исповедники отказались от веры, от Христа, от Церкви, если бы они встали в ряды хулителей, то, может быть, и у народа не хватило бы духовной силы сопротивляться врагу. Поэтому с религиозной точки зрения жизнь, отданная за Родину, за ту самую духовную сердцевину, и подвиг новомучеников соединяются в великую жертву Богу, принесенную за спасение нашего Отечества.

В сегодняшнем Евангелии мы находим слова, которые было бы сложно понять здесь, в Бутово, человеку невоцерковленному: «И овцы за Мной идут, потому что слышат Мой голос, и Я даю им жизнь вечную, и никто из них не погибнет» (см. Ин. 10:27-28). Скептики, взирая на страшные расстрельные холмы, могут сказать: «Как же так? Шли овцы на голос, а жизни-то нет, и погибли…» Эту трагедию человеческой смерти, где бы она ни происходила, невозможно осмыслить с точки зрения здравого смысла, вне Пасхальной вести. Господь говорит, что никто из тех, кому дана жизнь вечная, никто из овец, кто слышит Его голос и идет за Ним, не погибнет никогда. Это значит, что смерти нет. Это значит, что каждый идущий за Богом обретает бессмертие. Не мнимое бессмертие, выражаемое в поэтических категориях обезбоженной мысли, но реальное бессмертие, реальную вечную жизнь. Она действительно существует, и каждый, кто слышит голос и идет за Пастырем и Спасителем, обретает эту вечную жизнь.

Иначе были бы абсолютно непонятны и многомиллионные жертвы нашего народа в Великой Отечественной войне, и многотысячные жертвы ни в чем не повинных православных христиан, ставших на защиту веры в поруганном Отечестве. Все это было бы невозможно охватить разумом. Если исключить из нашей жизни Пасхальное измерение, то все теряет смысл, ибо подвержено и осмеянию, и разрушению. Но бессмертие, которое Христос дарует нам через Свое воскресение, абсолютно меняет систему координат, абсолютно меняет систему жизненных ориентиров. Человек живет вечно тогда, когда он идет за Богом.

А что же люди, которые не идут за Богом, которые не живут в соответствии с Его законом, которые творят зло? Что же эти сотни мучителей и палачей, которые убивали здесь ни в чем не повинных людей? Что же те, кто подписывал страшные расстрельные списки? Что же те, кто развязал войну против нашего Отечества, бросив в топку миллионы и миллионы жизней? Они тоже бессмертны? Нет! То, что их ждет за гробом, нельзя назвать жизнью. Страшная вечная мука — это не жизнь. Не жизнь там, за гробом, у тех, кто попрал Божественный закон, кто сознательно ему противоборствует, кто соблазняет людей, кто пытается повести за собой миллионы, чтобы погубить их и для этой жизни, и для жизни грядущего века.

Пасхальное Евангельское чтение у гробниц новомучеников и исповедников помогает нам понять смысл дивных слов Спасителя о том, что каждый, кто идет за Ним и слушает голос Его, наследует жизнь вечную. И дай Бог всем нам не по заслугам нашим, а по милости Божией, по вере нашей, сподобиться этой вечной жизни с теми, кто погиб за правду, кто погиб за Родину, кто жизнь свою отдал за други своя. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре в Петербурге

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Троице-Сергиевой лавре в канун праздника Святой Троицы

Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

Патриаршая проповедь после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании вечернего богослужения в Никольском храме г. Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском храме Рязани

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил России